ТЕОРИЯ ЦИКЛОВ  

Е. П. Блаватская
по книге: Е. П. Блаватская. Новый Панарион
перевод - (С) Издательство МЦФ

В наше время вновь начала постепенно приобретать известность теория, впервые возникшая в самой старой из мировых религий, ве­дизме, воспринятая далее различными греческими философами, защи­щаемая впоследствии теософами средних веков, которая, однако, подверглась весьма примитивному отрицанию мудрых людей Запада, разделив эту участь со многим другим в этом мире сплошного отри­цания. Еще раз, вопреки правилам, этим занимаются люди науки. Статистика событий самого разнообразного характера быстро накап­ливается и соотносится с серьезностью, которая требуется при ис­следовании важных научных вопросов. Статистика войн и периодов (или циклов) появления великих людей (по крайней мере тех, кото­рые считались таковыми своими современниками, независимо от бо­лее поздних мнений); статистика периодов развития и прогресса в крупных торговых центрах; взлеты и падения искусств и наук; ка­таклизмов, таких как землетрясения и эпидемии; периодов экстра­ординарного холода и тепла; циклов революций, возвышения и паде­ния империй, и так далее,- все это подвергается, в свою очередь, скрупулезному математическому анализу. Наконец, неожиданное вни­мание привлекают даже оккультные значения цифр в личных именах, в названиях городов, в событиях и тому подобных вещах. С одной стороны, значительная часть образованных людей устремляется в атеизм и скептицизм, с другой стороны, мы находим очевидные при­знаки того, что усиливается приток мистицизма в науку. Это сви­детельство неукротимой потребности человечества, связанной со стремлением человечества убедить себя в том, что над материей существует Высшая Сила, оккультный и таинственный закон, управ­ляющий миром, который мы должны изучать и пристально наблюдать, пытаясь приспособиться к нему, вместо того, чтобы слепо его от­рицать, разбивая свои головы о скалы судьбы. Многие мыслящие умы, изучая благоприятные и неблагоприятные периоды в жизни на­родов и великих империй, были глубоко поражены одной и той же особенностью их истории, а именно, неизбежным повторением сход­ных исторических событий, происходящих по очереди в каждой из них через равные промежутки времени. Такая аналогия обнаружена между событиями, которые по существу представляют собой одно и то же, хотя с внешней стороны они могут различаться теми или иными деталями. Таким образом, вера древних в своих астрологов, предсказателей и пророков могла бы быть проверена путем оценки результатов многих из их наиболее важных предсказаний, независи­мо от того, предполагали ли эти прогнозы наличие каких-то сверхъестественных свойств у них самих. Поскольку предсказатели и авгуры во времена древних цивилизаций занимали те же самые ме­ста, которые сейчас заняты нашими историками, астрономами и ме­теорологами, постольку тот факт, что первые предвидели падение какой-либо империи или поражение в какой-то битве, не более уди­вителен, чем предсказания, которые последние делают в отношении возвращения кометы, изменения температуры или, скажем, оконча­тельного завоевания Афганистана. Поскольку и те, и другие были по необходимости проницательными наблюдателями, далекими от ос­тальных людей, занятие некоторыми науками могло преследоваться тогда так же, как и сейчас. Таким образом, наука сегодняшнего дня уподобляется "древней" науке тысячелетней давности. Будучи свободным и открытым, научное исследование сейчас доступно всем, тогда как в те времена оно принадлежало лишь немногим. Древняя или современная наука, обе они могут быть названы точными; дей­ствительно, если астроном сегодняшнего дня проводит свои наблю­дения с помощью математических расчетов, то и древний астролог обосновывал свои прогнозы не менее проницательными и математиче­ски точными наблюдениями постоянно повторяющихся циклов. И по­скольку секрет этой науки сейчас утрачен, дает ли это какие-либо основания говорить, что она никогда не существовала, или же счи­тать, что поверив в нее, ты должен быть готовым принять "магиче­ское", "чудесное" и тому подобные вещи? "Если, ввиду того значе­ния, которого достигла современная наука, претензии на предвиде­ние будущих событий должны рассматриваться либо как детская иг­ра, либо как намеренный обман",- говорит автор "Нового времени", лучшей ежедневной газеты Санкт-Петербурга в области литературы и политики,- "то следует обратиться к науке, которая начала зани­маться регистрацией событий в их связи с прошлым, выясняя, суще­ствует или нет повторение этих событий с определенной периодич­ностью; другими словами, повторяются ли эти события через один и тот же определенный промежуток времени у разных народов; а если эта периодичность действительно имеется, то обусловлена ли она слепым случаем, или зависит от тех же самых естественных зако­нов, от которых более или менее зависят многие явления человече­ской жизни". Безусловно, справедливо последнее. Автор имеет очень хорошее математическое доказательство этого в своевремен­ном появлении таких работ, как рецензируемая книга д-ра Е. За­сса, и некоторых других. В последнее время появилось несколько научных работ, рассматривающих этот мистический предмет; мы об­ратимся сейчас к некоторым из них и к приведенным в них расче­там,- и мы делаем это тем более охотно, поскольку в большинстве случаев они принадлежат людям выдающихся знаний. Поскольку в июньском номере "Теософиста" уже сообщалось о статье д-ра Блови­ца "О значении числа семь"* у разных наций и народов (научная статья, которая появилась недавно в немецком журнале "Die Gegenwart"), то сейчас мы суммируем в целом все мнения, выска­занные в прессе относительно более проблематичной работы хорошо известного немецкого ученого Е. Засса, а также приведем и наши собственные соображения по этому поводу. Его работа только что появилась в "Прусском статистическом журнале"; она очень серьез­но подтверждает древнюю теорию Циклов. Эти периоды, которые ме­няют направление повторяющихся событий, начинаются с бесконечно малых, например десятигодовых, чередований, и достигают циклов длительностью 250, 500, 700 и 1000 лет,- они совершают круговра­щение в самих себе и друг в друге. Все они содержатся внутри Ма­хаюги, "Великого Века", или Цикла по исчислению Ману, который сам вращается между двумя вечностями - называемыми "Пралайя" или "Ночь Брахмы". Поскольку в объективном мире материи, или в сис­теме следствий малые космические тела и планеты притягивают друг друга, и все вместе притягиваются к Солнцу, так и в мире субъек­тивного, или в системе причин, эти бесконечные циклы располага­ются между тем, что конечный интеллект обычного смертного рас­сматривает как вечность, и тем, что более глубокая (хотя все еще конечная) интуиция мудреца и философа видит как вечность внутри ВЕЧНОСТИ. "Как наверху, так и внизу",- гласит древняя герметиче­ская максима. В качестве эксперимента в этом направлении, д-р Засс избрал статистическое исследование всех войн, возникновение которых было отмечено в истории, как предмет, который легче под­вергнуть научной проверке, чем что-либо другое. Чтобы проиллюст­рировать свой предмет самым простым и легче всего воспринимаемым способом, д-р Засс представляет периоды войны и периоды мира в виде малых и больших волн, пробегающих по пространству древнего мира. Эта идея не нова, ибо этот образ применялся для подобных иллюстраций многими древними и средневековыми мистиками, в сло­вах или рисунках,- например, Генрихом Кунратом. Однако, он хоро-
____________________
* см. том 1, стр. 345-3
шо служит своей цели и снабжает нас необходимыми фактами. Прежде
чем перейти к цикличности войн, автор приводит данные о возвыше­нии и упадке великих мировых империй, отмечая ту роль, которую они играли во Всемирной истории. Он отмечает тот факт, что если мы разделим карту древнего мира на пять частей - Восточную, Цен­тральную и Западную Азию, Восточную и Западную Европу, и Еги­пет - тогда мы легко сможем увидеть, что огромная волна проходит над этими областями через каждые 250 лет, принося в каждую из них те же события, которые были принесены в предшествующий ее приход. Мы можем назвать эту волну "исторической волной" двух­сотпятидесятилетнего цикла. Мы приглашаем читателя проследить за этим мистическим числом.
Первая из этих волн возникла в Китае за 2000 лет до нашей эры, в "золотой век" этой империи, век философии, открытий и реформ. "В 1750 году монголы Центральной Азии образуют мощную империю. В 1500 году Египет поднимается из своего временного упадка и рас­пространяет свое влияние на многие части Европы и Азии; около 1250 года историческая волна достигает Восточной Европы и пере­секает ее, наполняя эти страны духом путешествия аргонавтов; она угасает в 1000 году до нашей эры вместе с осадой Трои".
Вторая историческая волна появляется примерно в то же время в Центральной Азии. "Скифы покидают свои степи и к 750 году до на­шей эры наводняют прилежащие страны, направляясь к югу и западу; в Западной Азии примерно в 500 г. начинается эпоха расцвета древней Персии; и эта волна движется на восток Европы, где при­близительно в 250 г. Греция достигает наиболее высокого уровня своей культуры и цивилизации, и еще далее на запад, где в момент рождения Христа Римская империя оказывается в апогее своей силы и величия".
И в этот период мы наблюдаем подъем третьей исторической волны на Дальнем Востоке. После длительных революций Китай вновь обра­зует могучую империю, и искусство, наука и коммерция снова до­стигают здесь процветания. Через 250 лет мы обнаруживаем гуннов, появляющихся из глубин Центральной Азии; в 500 году нашей эры формируется новое и могучее Персидское царство; в 750 году в Во­сточной Европе возникает Византийская империя; а в 1000 году в ее западной части появляется вторая римская власть, Империя Пап­ства, которая быстро достигает исключительного богатства и вели­колепия.
В то же самое время с Востока приближается четвертая волна. Китай опять процветает; в 1250 году монгольская волна выплески­вается из Центральной Азии и покрывает огромные пространства, включая территорию России. Около 1500 года в Западной Азии выра­стает во всей своей мощи Оттоманская империя, которая завоевыва­ет Балканский полуостров; но в то же время в Восточной Европе Россия сбрасывает татарское иго, и примерно в 1750 во время цар­ствования императрицы Екатерины достигает неожиданного величия и покрывает себя славой. Волна неустанно движется дальше на Запад, и начиная с середины прошлого века, Европа переживает эпоху ре­волюций и реформ; как говорит автор, "если допустимо делать про­рочества, то примерно в 2000 году Западная Европа окажется в од­ном из тех периодов культуры и прогресса, которые бывают в исто­рии столь редко". Российская пресса, приняв к сведению этот на­мек, полагает, что "в это время Восточный вопрос будет оконча­тельно разрешен, придут к концу все национальные разногласия ев­ропейских народов, и начало нового тысячелетия будет свидетелем уничтожения армий и союза между всеми европейскими империями". Признаки возрождения быстро возникают в Японии и Китае, как бы указывая на приближение новой исторической волны с крайнего Вос­тока.
Если от цикла продолжительностью в два с половиной столетия мы спустимся к циклам, которые оставляют свой отпечаток каждое сто­летие, и, группируя вместе события древней истории, рассмотрим развитие и рост империй, то мы убедимся, что начиная с 700 года до нашей эры, волна продолжительностью 100 лет двигалась вперед, принося с собой процветание следующим народам - ассирийцам, ми­дийцам, вавилонянам, персам, грекам, македонцам, карфагенянам, римлянам и германцам.
Поразительная периодичность войн в Европе также была отмечена д-ром Зассом. Начиная с 1700 года нашей эры, через каждые десять лет отмечалась или война, или революция. Периоды усиления и ос­лабления военной истерии у европейских народов представляют со­бой волну, исключительно регулярную по своей периодичности и те­кущую непрестанно, как если бы она запускалась в соответствии с неким невидимым законом. Тот же мистический закон по-видимому приводит к совпадению этих явлений с астрономической волной или циклом, которые сопровождаются очень заметным появлением пятен на солнце. Периоды, когда европейские силы обнаруживали наиболее разрушительную энергию, отмечены циклом длительностью 50 лет. Было бы очень долгим и утомительным занятием перечисление всех их с самого начала истории. Поэтому мы можем ограничить наше ис­следование только циклом, начинающимся с 1712 года, когда все европейские нации воевали одновременно,- Северная, Турецкая вой­ны, война за трон в Испании. Примерно в 1761 году - "Семилетняя война"; в 1810 году - войны Наполеона I. К 1861 году волна слег­ка отклонилась от регулярного курса, но, как бы для компенсации этого, или возможно как отражение действия каких-то необычных сил, именно годы непосредственно предшествующие этому или следу­ющие за ним оставили в истории воспоминания о наиболее яростных и кровавых войнах - Крымской войне (в этот первый период) и гражданской войне в Америке (во второй). Периодичность войн меж­ду Россией и Турцией кажется в высшей степени удивительной и представляет собой очень характерную волну. Вначале интервалы между циклами весьма постоянны и составляют тридцать лет - 1710, 1740, 1770 - затем эти интервалы уменьшаются, и мы имеем двадца­тилетний цикл - 1790, 1810, 1829-1830; далее эти интервалы опять расширяются - 1853, 1878. Но, если мы определим полную длитель­ность фазы роста этой волны, тогда в центре этого периода - от 1768 по 1812 годы - мы получим три войны продолжительностью семь лет каждая, а в начале и конце этого периода - двухлетние войны.
В конце концов, автор приходит к заключению, что в свете этих фактов совершенно невозможно отрицать наличие регулярных перио­дов в степени выраженности психических и физических сил у разных народов мира. Он доказывает, что в истории всех народов и импе­рий Древнего Мира наиболее важными были циклы с тысячелетним и столетним периодами, а также с периодами меньшей длительности (50 и 10 лет), так как все они оставляли после себя более или менее яркие события в истории народа, приносимые с этими истори­ческими волнами.
История Индии по сравнению с историей других стран является наиболее неясной. Однако, если бы ее великие события были после­довательно описаны и ее анналы хорошо исследованы, то и здесь был бы обнаружен циклический закон, убеждающий каждого, что он действует в любой стране по отношению к таким явлениям, как вой­ны, периоды голода, политические кризисы и т. п.
Во Франции один парижский метеоролог собирал статистические данные о наиболее холодных сезонах и обнаружил, что наиболее хо­лодными зимами отличались те годы, в которых была цифра "9". Его данные таковы: в 859 году до нашей эры северная часть Адриатиче­ского моря замерзла и была покрыта льдом в течение трех месяцев. В 1179 г. земля была покрыта несколькими футами снега даже в зо­нах с очень умеренным климатом. В 1209 г. во Франции глубокий снег и сильнейший холод привели к такому бедственному положению с фуражом, что большая часть крупного рогатого скота здесь по­гибла. В 1249 г. Балтийское море около России, Норвегии и Швеции оставалось подо льдом в течение многих месяцев, и связь поддер­живалась при помощи санного транспорта. В 1339 г. в Англии была такая ужасная зима, что масса народа погибла от холода и голода. В 1409 г. река Дунай замерзла на всем протяжении от ее истоков до места впадения в Черное море. В 1469 г. все виноградники и фруктовые сады погибли вследствие мороза. В 1609 г. во Франции, Швейцарии и северной Италии люди должны были перед едой оттаи­вать хлеб и другую провизию. В 1639 г. порт Марселя был на боль­шом расстоянии покрыт льдом. В 1659 г. замерзли все реки в Ита­лии. В 1699 г. во Франции и Италии была самая суровая и длинная зима из когда-либо отмеченных. Цены на пищевые товары выросли так сильно, что половина населения погибла от голода. В 1709 г. зима была не менее ужасной. Во Франции, Италии и Швейцарии почва промерзла в глубину на несколько футов, а море как на севере, так и на юге, было покрыто плотным слоем льда толщиной в не­сколько футов, причем не только у берега, а и в открытом про­странстве длиной в несколько миль. Множество диких зверей, вы­гнанных холодом из глубины лесов, искали убежища в деревнях и даже городах; и мертвые птицы сотнями падали на землю. В 1729, 1749 и 1769 годах (цикл с 20-летним периодом) по всей Франции все реки и водоемы были скованы льдом в течение многих недель, и все фруктовые деревья погибли. В 1789 г. суровая зима вновь по­сетила Францию. В Париже термометр показывал 19 градусов ниже нуля. Но самая суровая зима пришлась на 1829 г. В течение 54 дней подряд все дороги во Франции были покрыты снегом толщиной в несколько футов, и все реки замерзли. В тот год голод и нищета достигли в этой стране своей высшей точки. В 1839 г. во Франции снова была исключительно тяжелая холодная зима. И в этом году (1879) зима снова предъявила свои статистические права и доказа­ла, что цифра "9" действительно является фатальной. Мы хотели бы пригласить метеорологов из других стран последовать этому приме­ру и провести аналогичные исследования, потому что этот вопрос является и исключительно интересным, и одновременно весьма важ­ным в познавательном отношении.
Очевидно, вышеизложенного достаточно, чтобы доказать, что идеи Пифагора о таинственном влиянии чисел, а также теории древних мировых религий и философий вовсе не являются плоскими и бес­смысленными, как в этом хотели бы уверить мир некоторые чересчур свободомыслящие прогрессисты.


Блаватская Е.П.
Главная страница

Хостинг от uCoz