Применение релаксационных упражнений для работы с учащимися начальной школы.  

Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Частная гимназия Лебедченко»


психолог
Макаров Владимир Александрович



За последние 15 лет политических и социальных реформ наше общество переживает кардинальное переустройство. Наступивший кризис отражается на среднем и детском возрасте людей. Родители оставленные без поддержки государства вынуждены много работать в условиях конкуренции «дикого рынка» для обеспечения своей семьи. Испытывая высокие психические нагрузки, у них порой не остается сил для воспитания детей. Многие родители стараются устроить своих детей в частные образовательные заведений, надеясь на их помощь. Опыт показывает, что в переходное время не существует благополучия даже в замкнутых социальных группах. Как правило, дети в частных гимназиях имеют не меньше проблем, чем их сверстники из государственных школ. Проблемы обеспеченных детей это проблемы «заброшенности». В семьях богатых людей часто происходит замещение нравственных ценностей и категорий на «экономические отношения». В такой бездушной атмосфере внутренний мир ребенка подвергается негативным воздействиям, что влечет за собой искажение личности и психические заболевания.
Поэтому частные школы вынуждены уделять большое внимание психологическому климату в педагогической среде. Хорошо поставленная воспитательная и внеклассная работа создает имидж и рекламу частному заведению не меньше, чем высокопрофессиональное преподавание предметов. Большая роль в создании домашнего микроклимата возлагается на воспитателей, социальных работников и психологов.

Исследования показывают, что в течение после­дних лет около 20% детей, поступающих в школу, имеют различ­ные функциональные нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера (т.е. находятся на грани нормы и болез­ни). По данным Института возрастной физиологии РАО, уже к концу первого класса число учащихся с нарушениями психичес­кого здоровья пограничного характера увеличивается до 60-70%. Их очень трудно выявить в дошкольный период. Родители и педа­гоги не считают характерные для них особенности поведения бо­лезнью, как правило, в медицинской карте такие отклонения в здо­ровье не фиксируются. И только с началом обучения в школе, когда нервно-психическая и физическая нагрузки на организм ре­бенка резко возрастают, расстройства нервной системы приобре­тают выраженный характер. Такие учащиеся не могут сконцентрировать свое внимание на выполнении задания, постоянно отвлекаются, испытывают трудности в общении с одно­классниками и педагогами. Речь идет о так называемых нервных детях, у которых уже есть невроз или вероятность заболеть им. Дети-невротики отличаются повышенной возбудимостью, раздра­жительностью, плаксивостью. Они агрессивны, беспокойны, суетли­вы, драчливы, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. Встречаются и такие, которым наоборот свойственна заторможенность деятельности, они нере­шительны, неуверены в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, все делают очень медленно.
Негативные особенности поведения могут быть и результатом неправильного воспитания. Если в дошкольный период ребенок растет в атмосфере вседозволенности, получает все по первому требованию, то у него не формируется способность произвольно управлять своим поведением и подчинять его установленным нор­мам и правилам. В школе такие ученики делают только то, что им нравится, не выполняют задании учителя. Они не умеют согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями одноклассников, поэтому часто конф­ликтуют с ними. Для таких детей начало школьного обучения — очень сильный стресс. И если до школы они были вполне благопо­лучны с точки зрения нервно-психического здоровья, то вероят­ность развития невроза уже в школе очень велика.
В группу риска можно отнести и детей, воспитывающихся в домашних условиях, не имеющих опыта общения со сверстниками. Релаксационные занятия очень эффективны для леворуких детей, которым трудно владеть своими чувствами. На таких детей больше оказывают невербальные методы воздействия и для них необходимо создавать взаимосвязи между психофизическим состоянием и словесной формулой
В начале учебного года необходимо быстро выявить детей склонных к неврозу, чтобы на начальном этапе предупредить развитие отклонений. Для решения такой проблемы в нашей гимназии проводятся релаксационные занятия, направленные на снятие излишнего психоэмоционального напряжения первоклассников. Такие занятия выявляют детей с проблемами адаптации, снижают тревожность во время учебного процесса, укрепляют здоровье. Помимо перечисленного дети учатся владеть своим психоэмоциональным состоянием, развивают межмышечную координацию что позволяет снизить «цену» психических затрат освоенных знаний. Специфика занятий позволяет параллельно решать вопросы эстетического, нравственного, валеопсихологического воспитания.
Давно замечено, что нервное напряжение влечет за собой напря­жение мышц всего тела. Рассержен­ный ребенок сжимает кулаки, испугавшись, поднимает плечи. Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмо­циональное напряжение всегда сопровождается напряжением мы­шечным, и, наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению. Чем боль­ше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя.
В основе наших занятий лежит игра на релаксацию «Обезьянки» из книги М.Л. Лазарева "Здравствуй" в последствии она трансформировалась в ряд игр-занятий. Для увеличения эффективности занятий мы используем музыкальное оформление, а также ароматизацию помещения эфирными маслами. Сюжеты занятий и персонажей мы подбираем в соответствии с основами сказкотерапии. В наших занятиях присутствуют архетипические образы: Героя (воин, ребенок), Мудрого старца (учитель, наставник). Добро борется со злом и всегда побеждает. При необходимости занятие можно скорректировать для оказания адресной помощи, когда сюжет направлен на воспитание определенного качества или нейтрализации проблемы конкретного ребенка. Так как сюжеты сказок всегда несет нравственное воспитание, они еще интегрируется с освоением определенного «внутреннего действия» - происходит закрепление архетипических образов с определенными психофизическими состояниями. Глубокие состояния релаксации актуализируют различные образы, которые всплывают из подсознания. Анализ выявленного психического материала позволяет судить о психическом благополучие ребенка без применения громоздких и утомительных тестирований. При желании можно трансформировать релаксационные занятия для развития образного мышления. Упражнения на релаксацию являются составным компонентом спецкурса по развитию эйдического мышления, который в дальнейшем проводится в 3 классе. Воображение является ключевым элементом развития сознания и лежит в основе успешной учебы. Опыт показывает, что занятия по развитию воображения с детьми имеющих ЗПР приносят хорошие результаты.
Продолжительность времени занятия может колебаться от 10 до 45 минут в зависимости от поставленной задачи. Если нам необходимо между уроками восстановить силы учащихся, то перемены в 7-15 минут достаточно.
В начале учебного года необходимо выявить тех детей, которые не умеют расслабляться. Неумение расслабится, говорит об излишнем перевозбуждении или невротическом состоянии ребенка. Как правило, такие дети будут иметь проблемы с дисциплиной или в межличностном общении со сверстниками. Некоторые дети долго не понимают, что они должны делать, как расслабляться - это может указывать на низкую познавательную активность или ЗПР.
В конце релаксации следует расспросить о самочувствии, настроении и мыслях которые приходили во время занятия. Для оценки состояния можно применить цветные картинки или любую шкалу полярных состояний. Школьники, у которых снижается настроение после релаксации, имеют личностные и семейные проблемы. для них необходимо провести индивидуальную коррекционную работу.

Примерный вариант релаксационного занятия.

Мы сегодня будем играть в интересную игру «Охотник и обезьянки». Я буду злым охотником, а вы смелыми и веселыми обезьянками. Мне нужна смелая обезьянка. Выбирается ребенок, которого просят лечь на спину и расслабится. Психолог слегка поднимает руку ребенка и отпускает. Следует добиться, чтобы рука была расслабленна, когда ее поднимают, и падала без участия ребенка. Остальные дети наблюдают за обучением. После объяснения сразу начинается игра (включается динамическая музыка). Дети на ковре имитируют прыжки и игры обезьян. Пока охотник приближается к поляне, обезьянками следует рассказать сюжет игры.
По сюжету охотник должен поймать зверей для зоопарка и ищет только живых обезьянок. Все кто делают движения, издают звуки и открывают глаза, будут пойманы и отправлены в зоопарк. По сигналу – «Пих-пах идет злой охотник», все падают на ковер и претворяются мертвыми. (имитируются выстрелы и шаги ) Первый раз производится пояснение. Ложимся только на спину ногами к краю ковра головой к центру. (включается музыка для релаксации.) Вы должны выбрать удобное положение, закрыть глаза и успокоиться. Если вы хотите обмануть охотника, то должны полностью расслабиться, а еще лучше заснуть, тогда охотник не поймет, что вы притворяетесь. Дыхание должно быть ровным, спокойным и медленным. Дышим тихо, как будто вдыхаем шелковую нить. Медленный вдох и выдох. И вот появляется злой охотник. Охотник удивляется, что обезьянки лежат, и начинает осматривать проговаривая: «Я смотрю, открыты ли глаза?! Шевелятся ли обезьянки? Они хотят меня обмануть! Сейчас я буду их проверять, поднимая руки и ноги». Психолог обходит всех детей, приподнимая и отпуская ноги и руки. Проходит обучение. Каждому ребенку говорится: «Рука расслабленна и болтается как веревочка. Я сам поднимаю руку не надо мне помогать. Поднимая руку за указательный палец можно её потрясти, добиваясь расслабления мышц.»
После обхода всех детей включается бодрая музыка, и обезьянки могут прыгать и радоваться, что оказались, умней охотника. Психолог хвалит детей за хорошее выполнение и проводит повторную игру, обещая быть более строгим охотником. Во второй игре отрабатывается умение расслабляться, и управлять своим дыханием. После слов: «Пих-пах идет злой охотник» и началом проверки можно добавить формулы расслабления из АТ (аутотренинга) или ПРТ (Психорегулирующей тренировки) Обезьянки успокаиваются и расслабляются. Руки расслабляются все больше и больше. Мышцы рук становятся мягкими и тяжелыми. Наступает покой. Все тело расслабляется и отдыхает. Ноги расслабляются все больше и больше.
На этот раз охотник наблюдает и за дыханием. Дыхание должно быть бесшумным и поверхностным. Приподнимается только живот.(Первый раз можно попросить детей положить руку на живот и понаблюдать за дыханием) Вдох и медленный выдох. Охотник проверяет степень расслабленности мышц и прислушивается к дыханию. Освоив эти навыки можно переходить к наблюдением за ЧСС (частота сердечных сокращений). Детям объясняется «секрет обезьянок». Чем реже и спокойней дыхание, тем реже и тише бьется сердце. Сердцу нельзя приказывать, но можно просить чтобы оно билось медленно и тише. «Сердце бьется все медленнее и медленнее в такт с дыханием. Мы обращаемся к нему: милое, доброе сердце бейся медленно и тихо. Наполнись светом и спокойствием». Охотник прислушивается к стукам сердца или касается груди ладонью, чтобы почувствовать его стук. При ощущении высокой ЧСС делается замечание: Успокойся, и расслабься, дыши ровней, не напрягай дыхание. Дыхание ровное и свободное. Попробуй заснуть, иначе опытный охотник услышит стуки сердца. Игру можно заканчивать, проговаривая мобилизующий вариант ПРТ; или подобрать слова для повышения самооценки и уверенности детей.
Освоив эти базовые упражнения можно осваивать игры-сказки для улучшения межмышечной координации (при писчих спазмах или нарушениях осанки и т.д.) Например, игра «Воин-камень» учит детей долго и неподвижно сидеть «по-турецки», выключая лишние мышцы. Данная игра вырабатывает усидчивость и умение снимать излишнее напряжение в напряженных и стрессовых ситуациях. Доведя это упражнение до навыка, мы снижаем утомляемость учеников во время урока.
Можно придумать множество различных занятий для развития воображения, или проводить оздоровление организма. Главное правило: «Не навреди». Предварительно следует ознакомиться с литературой по АТ и ПРТ и опробовать эти упражнения на себе. Перед началом групповой работы следует обучить несколько учеников этим упражнениям в индивидуальных занятиях, а затем перейти к работе в классе.

Использованная литература

1. Зденек М. «Развитие правого полушария»/Пер. с англ.; Худ. Обл. М. В. Драко. – Мнг.: ООО «Попурри», 1997 – 320 с.
2. Нижнегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе».- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256с.:
3. Романин А.Н. (автор-составитель) Р-69 Холистическая практическая психология. Уч. Пос. №1. Валопсихология. Раздел 1. Активная релаксация .- М.: Альтекс, 1999.-112с.4. Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание : Сб.- М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 400 с.


Педагогический отдел. Макаров В.А.
Главная страница

Хостинг от uCoz