ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ  

Психолого-педагогические проблемы семьи в современном российском социуме стр. 7

В.А. Макаров
00 г. волгограда «волгоградское рериховское общество»

В настоящий период происходят грандиозные преобразо­вания в политической и духовной жизни всего человечес­кого сообщества и в нашей стране в частности. Когда рух­нули бастионы двух противоборствующих систем, обесценив старые установки и идеологии, Россия пережи­вает период безысходности. В этой депрессивной ситуа­ции развивается молодое поколение, впитывая в себя всю негативную атмосферу настоящего периода.
Без новой идеологии, нового смыла жизни, наше обще­ство не сможет решить главной проблемы - сохранение психического и физического здоровья нации, представи­телем которого является наша молодежь.
В данном случае необходима глобальная идея, истори­ческий или трансцендентно-культурный процесс способный стать ведущей силой для будущих поколений всего человечест­ва. В сложившейся ситуации идеи русских космистов мо­гут послужить для нас ведущим ориентиром по решению данной проблемы. Отличительная черта всех космистов -стремление к интеграции всех сторон человеческой мыс­ли, соединение идеалов высшей жизни с реалиями совре­менности, утверждение беспредельного развития духов­ного мира человечества как космического явления. Это те императивы, без которых бледнеют и превращаются в ни что любые политические и экономические системы. Тем более, что прогнозы развития мировой экономики, экологии, медицины подтверждают наши мнения о том, что вся наша планета уже проходит новый этап преобра­зования который будет характеризоваться разрушением старых и возникновению новых форм социальной жизни и человека. (В. Вернадский, Н.К.Рерих, К.Э.Цилковский, Фролов и т.д.) Глубоко изучив историю человечества, Н.К. Рерих выделил диалектические полюса всех истори­ческих процессов, соединение которых является решени­ем всех проблем человечества и одновременно смыслом -жизни. Синтез менталитета Востока и Запада, а в нашем случае интеграция внутреннего и внешнего опыта жизни, являются ключом от бесчисленных проблем. В данном контексте приобретают особую ценность работы К.Г.Юнга. Его исследования по проведению параллелей между психологией, алхимией, физикой и йогой заложи­ли наручный фундамент для такого синтеза. Подтвержда­ется мнение Б.Г. Ананьева «В наши дни осуществляется историческая миссия психологии как интегратора всех сфер человекознания и основного средства построения его общей теории». Процесс интеграции научных дисцип­лин на основе духовных знаний получил в науке название новой научной парадигмы. (Фритьоф Капра, Л.В. Лес­ков, С.А. Брусиловский) Коренное отличие новой науч­ной парадигмы — использование сверхнаучного знания, (СНЗ) (Л.М. Гиндилис) и овладение исследователем «трансцендентной функции»(Юнг) или «синтетическим мышлением» (Живая Этика). Другими словами интегра­ция сверхсознательного с бессознательным является ключевым моментом новой научной парадигмы и воз­можно характерной чертой будущего тысячелетия. Об­ращаясь к наследию великого русского космиста Н.К. Рериха, мы можем схематично изобразить этот процесс в виде четверичности - двух перекрещенных осей, из которых вертикальная ось является: сверхсознательное - бес­сознательное, а горизонтальная: наука - искусство. Вер­тикальная ось эта та сфера, которой занимается психология. В силу этих обстоятельств психология, во­оружившись источниками СНЗ должна сыграть важную роль в решении всех человеческих проблем. Л.В. Гинди­лис относит к источникам СНЗ книги: «Письма Махатм», «Тайную Доктрину» и «Учение Живой Этики». На наш взгляд этот список можно расширить трудами Шри Ауробиндо.
Стихийный процесс интеграции Восточного и Западно­го менталитета в нашей стране происходит уже не одно десятилетие. Как всегда официальная наука не поспевает за велением времени. В итоге он осуществляется в раз­личных общественных организациях, которые на свой страх и риск проводят эти исследования. Единственным исключением можно считать школу ак. М.П.Щетинина, в которой накоплен уникальный опыт для всего человече­ства. Одним из критериев процесса психической интегра­ции являются результаты творчества школьников насы­щенные архетипическими образами. Нами удалось зафиксировать серию коллективных настенных рисунков аналогичных процессу индивидуации описанным К.Г.Юнгом в книге «Исследование процесса индивидуации».
С 1993 г. нашей исследовательской группой проводятся исследования: «Проблемы индивидуации и адаптации мо­лодежи в современных условиях». Основой наших иссле­дований послужили работы: К.Г.Юнга, семьи Рерихов, по­следователей «Интегральной Йоги» Шри Ауробиндо.
Результаты наших неоконченных исследований подтвер­дили актуальность идей русских космистов. Получены подтверждение в результативности подходов новой науч­ной парадигмы.


Педагогический отдел. Макаров В.А.
Главная страница

Хостинг от uCoz