Биография Святослава Николаевича Рериха


 

«Наша задача состоит в том, чтобы создать более совершенное общество, дать молодому поколению как можно больше истинных благ — в первую очередь духовных, которые смогут сделать жизнь прекрасной...»
Так мыслил художник Святослав Рерих, сын Николая Рериха, наследник его духовного мира и продолжатель его деятельности, почетный академик Академии Художеств СССР, гражданин Индии и патриот России.
Вслед за своим отцом Святослав Рерих стал живописцем, но выбор этот он сделал не сразу. Вначале привлекали все науки, раскрывающие красоту вдохновляющей его природы: орнитология, зоология, минералогия и т. д.
Он родился в Петербурге 23 октября 1904 г. В атмосфере искусства. Красоты, вдохновения мужал его талант. Своими успехами в живописи Святослав Николаевич обязан не только врожденному таланту, но и воспитанию. Трудно найти пример более счастливых семейных условий для развития духовных качеств и творческих способностей, чем те, в которых он вырос и воспитан; родители Святослава Николаевича всячески развивали творческие силы и научные запросы сыновей. Большой интерес у Святослава вызывали, орнитология, палеонтология, минералогия, по которым у отца была коллекция. Вся семья Рерихов с углубленным вниманием изучала историю, философскую литературу. Вскоре их стал привлекать Восток, в осо­бенности Индия. Наряду с повышенным интересом к Востоку юноши глубоко изучали русскую культуру и культуру других народов.
Первые :уроки рисования были преподаны Святославу в лучшей тогда в Петербурге гимназии Мая. где он учился два года. С 1914 - по 1916 год.
Ползучее воспаление легких у Николая Константиновича заставило его в конце декабря 1916 года переселиться с семьёй в Сортавалу. В мае 1918 года правительство Финляндии закрыло границу с Советской Россией, и семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины. В Финляндии Юрий и Святослав продолжали активное обучение гимназическому курсу у частных профессоров.
Живя на берегу Ладожского озера, дети часто ездили с отцом на природу, где каждый из них писал один и тот же пейзаж. Святослав в 12-13 лет помогал отцу натягивать подрамники и готовил краски, а в 1917 году написал его первый портрет.
Осенью 1919 года. Николай Константинович с семьей переехал в Лондон. По заданию отца Святослав писал декорации и исполнял эскизы костюмов для постановок опер "Снегурочка", "Князя Игоря". В Лондоне он прошел курс архитектуры.
В 1920 году Рерихи переехали из Англии в США и поселились в Нью-Йорке, где Святослав поступил в Колумбийский университет на архитектурное отделение. Одновременно Святослав Николаевич ездил на курсы Массачузетского института технологий по лепке с натуры. Однако в 17-18 лет ему стало ясно, что главный интерес его будет сосредоточен на живописи.
В этот период Никола Константинович основал в США ряд культурных организации: Институт объединенных искусств в Нью-Йорке, объединение художников "Пылающее сердце" в Чикаго, международный центр искусств "Венец мира". Руководить ими повседневно он не имел времени и все пе­редал Святославу Николаевича, оставаясь лишь членом правления или по­четным президентом.
Организации, основанные Николаем Константиновичем Рерихом, вели очень широкую и активную деятельности. "Венец мира" был связан в своей деятель­ности со множеством стран разных частей света. Святослав Николаевич устраивал многочисленные выставки и проводил сотни лекций.
В то же время Святослав Николаевич пишет самостоятельно целый ряд портретов. Один из лучших - портрет Елены Ивановны, матери художника, наряду с живописью Святослава Рериха привлекала и графика. Для выставки в Нью-Йорке он исполнил ряд своеобразных иллюстраций по сказочным персонажам. В 1923 году вся семья Рерихов отправилась к заветной цели - в Индию. Там, путешествуя караванными тропами, среди природы изумительной красоты, они исследовали буддийские монастыри, знакомились с местными философскими и религиозными учениями.
В сентябре 1924 года Святослав Николаевич с отцом вернулись из Индии в США и привезли много своих работ.
1925 году он создал ряд красочных работ на восточные сюжеты, посвя­щенные главным образом жизни ламаистов, обитающих в Гималаях. На выставке в Филадельфии он получил первый приз. Его талант расцвел как-то сразу. Сам Святослав Николаевич говорил, что
по времени все совпало с путешествием в Индию, когда ему исполнилось 21 год. Среда остальных Рерихов именно он был больше всего, если можно так сказать "индийцем". Он был всегда увлечен этой страной, запечатлел ее Красоту на своих полотнах и считал ее второй Родиной.
С 1922- 1930 годы были для молодого художника первым большим и продуктивным периодом в изучений Востока.
В Индии Святослав Николаевич не только воспроизводит в своих полотнах красоту этой страны, но глубоко и всесторонне ее изучает. Художник очень много времени посвятил изучению красок старой индийской живописи. Святослав Николаевич собирал всю литературу, документы о методах и приемах работы старых мастеров. Изучал сложнейшие формулы приготовления красок. Святослав Николаевич старался возродить скрытые от нас методы старины. В Индии работали темперой. В различных частях Индии; были свои, приемы, свои методы работы темперой, свои секреты. Эти краски и по истечению столетий остались такими же яркими, прочными и вы не сможете смыть их водой.
Во второй половине 30-х годов у Святослава Рериха появляется много полотен, написанных на темы жизни и быта индийского народа. Эти работы можно отнести к бытовому жанру; в них благодаря романтической припод­нятости образов повседневной жизни утверждаются непреходящие ценности - радостный труд, любовь, добро. Святослав Рерих показывает красоту чело­века, занятого мирным трудом и воспевает его единство с природой. Сам строй в селениях Индии, мало изменившийся за сотни лет, выражает душу индийского народа, его национальное своеобразие. Современная жизнь Индии интересует Рериха в ее связи с традициями, культурой, обычаями и укла­дом старины. Здесь у художника огромное поле деятельности для выражения мыслей о том, каким должен быть человек.
Отношение к труду как к основе жизни - один из основополагающих принципов Николая Рериха.
Святослав воплощает ту же мысль в своих работах. Он показывает примеры мудрого народного уклада жизни, примеры радостного творческого труда. жанровые картины не только верны жизни - это великолепные декоративные ритмичные композиции, полные значения и глубокого смысла. Яркость цвета, емкая образность уводит от обыденности, постоянно царящий праздник жизни на полотнах Святослава Рериха делает идеи художника привлекательными, особенно для молодого поколения.
Досконально изучая технологию индийской живописи, постигая ее особен­ности Святослав Рерих никогда не переставал восхищаться тем образным строем старого индийского искусства, которым пронизана вся культура этого древнего народа. Поэтому своеобразный сплав двух культур - русский и индийский - составляет особое обаяние в творчестве художника.
Святослав Рерих - русский - смог ассимилировать светоносные краски этой страны, особенность народов, глубокую, веками выкристаллизованную ее мысль.
Художник продолжал поиски самого себя, своей дороги в искусстве: путешес­твовал по разным странам мира, тщательно изучая работы крупных мастеров кисти. Огромное впечатление произвели на Святослава Рериха образы Микеланджело Буонаротти /1475-1564/ и глубоко человечные герои Рембрандта. Микеланджело был самым знаменитым художником эпохи Высокого Ренессанса. Современники не уставали восхищаться его работами и имитировать его стиль. Как и Леонардо да Винчи Микеланджело очень большое внимание уделял совершенному изображению человеческой анатомии.
Примером синтетичности этого стиля у Святослава относится крупное полотно «Пиета», здесь в образах, излюбленных в искусстве Ренессанса, позиция страстного борца за мир и предотвращения войн предстает перед нами в выразительной и яркой форме.
И все более и более влекли Рериха философия и искусство Востока, которым отец его посвятил большую часть своей жизни.
В тридцатых годах Святослав Рерих поселился в Индии. Здесь он
нашел свои вершины в природе, в творчестве, в личной жизни. Здесь встретил Девику Рани. Индия, Родина Девики дала ей лучшие краски. Она родилась в семье, которая, согласно традициям аристок­ратий в до республиканской Индии, готовила для Девики судьбу образо­ванной, хорошо воспитанной жены, матери, а не судьбу актрисы. Она внучатая племянница Рабиндраната Тагора и, возможно от своего великого деда унаследовала творческую одаренность.
После смерти Н.К. Рериха ( в 1947 г.) и Елены Ивановны в ( 1955г) доме
где они жили, в долине Кулу в Наггаре был устроен Мемориальный музей имена. Н.К. Рериха и библиотека.
Святослав и Девика Рани обычно жили в провинций Мизор в Южной Индии. В Государственном музее Мизора есть "Зала Н.К. Рериха", где находятся картины периода пребывания его в Индии. Также в Дели находится более сотни картин Н.К. Рериха, композиции пейзажи Гималаев.
В I960 году была персональная выставка Святослава Николаевича в Москве и в июне в Ленинграде. Во время выставки 1974-1975 года Святослав Николаевич подарил Эрмитажу девять своих картин по выбору искусствоведов, Это картины : "Надежда", "Вечный зов", "Нахум", "Красное дерево", "Весна в Кулу",, "Часовые", "Тот - другой мир", "Красные стволы" и др.
Соединяя в своем творчестве лучшие достижения русской и европейской
живописи с художественной традицией. Индий, Святослав Рерих главную задачу видел в сближении и понимании культур разных народов мира, искусства Запада и Востока.
Творчество Святослава Рериха, пронизано идеями гуманизма, служит духовным мостом для сближения разных народов мира их взаимопонимания.

ОО «Волгоградское Рериховское общество»
Выставка С.Н. Рериха 1-29 декабря 2001г.


Рерих С.Н.
Семья Рерихов
Главная страница

Хостинг от uCoz