Памяти Свами Вивекананды


 

Ю.Н.Рерих

Трудно в нескольких словах представить образ вели­кой и многосторонней личности, которая появилась в Индии как живительный источник. Провозвестие Свами Вивекананды было адресовано как его родной стране, так и миру в целом. Индии, своей родине, он проповедовал идеи бесстрашия и национального возрождения, а миру демонстрировал вершины индийской мысли. На протя­жении всего XIX века воздействие индийской мысли и культуры на страны Запада становилось все более замет­ным, и в некоторых отношениях этот процесс может быть сравнен только с распространением индийской культуры под знаменем буддизма в течение первого тысячелетия нашей эры. Великие имена в области философии и литературы все больше и больше пленялись индийской мыслью и культурой. Знакомство с личным архивом Канта выявит его глубокий интерес к Востоку и его прилежное изучение всего доступного материала по этому предмету. Изучение буддизма Гегелем повлияло на его диалектический подход. Восхищение Шопенгауэра Упанишадами и буддизмом хорошо известно, и Гартман черпала буддизме свое вдохновение. В области литерату­ры — Гете и, совсем недавно, — Ромен Роллан, упоминаю лишь немногих, отдали должное литературному гению Индии.
Когда в 1893 году Свами Вивекананда обратился к западному миру со своим провозвестием, почва для этого была уже подготовлена. И если в первой половине XIX века индийская мысль и индийская культура были высоко оценены интеллектуальной элитой Европы, то труды и лекции Свами Вивекананды приблизили индийскую мысль к массам Западного мира. Перед первой мировой войной имел место знаменательный подъем интереса к индийс­кой мысли и культуре на Западе, и книги Свами Вивека-нады жадно читались и переводились. Я помню, как в моей родной стране, России, изучали его книги и как пленялись его динамической личностью. Я ясно вспоми­наю такой неожиданный разговор о Вивекананде на
почтовой станции в глухой долине Алтайских гор в Южной Сибири, где я менял лошадей. Недавний гость Индии, видный советский писатель Илья Эренбург под­черкивал мудрый гуманизм Вивекананды, который ока­зался столь привлекательным и для Ромена Роллана.
Рубеж веков был замечательной эрой в истории Ин­дии. Великие люди жили тогда на индийской земле, этот же период породил и некоторых великих людей нынеш­ней эпохи. То была эпоха предтеч, возвестивших новую эру в истории Индии. Оглядываясь назад, мы высоко оцениваем их величие, а когда думаем о настоящем, образы ушедших водителей, чьи пламенные послания сделали возможным настоящее, всегда стоят у нас перед глазами. Шесть лет, проведенные в медитации в Гималаях и в длительных странствиях по Индии, дали Вивекананде уникальное прозрение в жизнь и устремления его народа. Таким образом, Свами Вивекананда стал факелоносцем индийской мысли и культуры и, возможно, более, чем кто-либо другой, содействовал распространению индий­ской мысли в Западном мире — в Европе и через Атлантический океан. Это был могучий философский ум, который мастерски интерпретировал древнюю индийс­кую мысль для современного мира, великий гуманист, национальный вождь и великий революционер, хотя он и стоял в стороне от политики, человек бесстрашных про­зрений и борец за дело индийского культурного возро­ждения.
Таким был Вивекананда для своей родной земли и для всего остального мира. Качество бесстрашия было осо­бенно проявлено в нем. Он знал, как интерпретировать старое в терминах нового, и учил людей быть бесстраш­ными перед социальными проблемами современности, возникновение которых он предвидел. Он знал, что мир изменяется, но смотрел на эти перемены без страха, сознавая силу своей страны и своего народа и предвидя роль Индии в грядущих событиях. Его посланием было динамичное «движение есть признак жизни», и говоря
это, он выявлял предрассудки и косность, звал людей к новым духовным подходам, всегда устремленный к но­вым вершинам развития.
В глубине души он носил образ новой Индии, проти­востоящей раздору. Для него это будущее было реаль­ностью, он предвидел течение событий и смену власти в мире. Но, прежде всего, он настаивал, что люди должны
воспитывать в себе качество бесстрашия, и вслед за Гаутамой Буддой придавал этому особое значение. «Если и есть в этом мире грех, то этот грех — слабость;
изгоняйте любую слабость, слабость есть грех, слабость есть смерть)». Пусть эти слова Учителя воодушевят нас и придадут нам силы в начале этого нового и возможно знаменательного года.
Перевод М.Ю.Старостиной


Рерих Ю.Н.
Семья Рерихов
Главная страница

Хостинг от uCoz