ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЮРИЯ НИКОЛАЕВИЧА РЕРИХА.


 

« Жизнь Героя ведет человечество.
Как исток вдохновенный, как мера
Прекрасного, как побудитель мужества -
так звучит голос истинного героизма».
Н.К.Рерих.


Среди семи тысяч картин, написанных Н.К.Рерихом, есть одна весьма знаменательная - это « Звезда Героя» и посвящена она старшему сыну Юрию Николаевичу. Написана картина в то время, когда сыну было всего 31 год. Что же это за человек, если уже в таком возрасте его можно было назвать Героем ?
Юрий Николаевич - первенец Елены Ивановны и Николая Константиновича - родился 16 августа 1902 года во время проведения археологической экспедиции, прямо в походных условиях. Этим уже предуказывался будущий жизненный путь народившегося крупного духа: научные экспедиции, полевые трудные условия, научные изыскания. Но все это впереди. В одном из своих писем Елена Ивановна писала: «Вы спрашиваете, каковы мои сыновья? Могу сказать -с самого детства они были моей радостью и гордостью. Оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идет своим путем. Никогда не навязываю им моего пути. Они идут к той же цели в своем понимании и мы сходимся на конечном предуказанном пути. Оба в силу даровитости —трудные. Оба большие труженики...
В детстве я очень следила за их наклонностями, вкусами и чтением. Никогда не давала им читать пошлейшие рассказы для детского возраста. Любимым чтением их были книги, популярно изложенные лучшими профессорами по всем отраслям знания.
Старший проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Стратегия - его конек, кровь прадедов сказывается в нем».
Юрия, а затем и Святослава с самых ранних лет приучали к труду, развивали инициативу и наблюдательность. Их рано брали в путешествия. Летом они проводили время в имении, где каждый имел свои грядки, на которых выращивал редиску, шпинат, укроп, подсолнухи. Оба брата рано стали рисовать, и Юрию пророчили будущее художника.
С 1912 по 1917 год Юрий учился в Петербурге в частной гимназии Мая. Затем Юрий Николаевич учился под руководством крупнейших русских ученых-востоковедов того времени - египтолога Б.Тураева, монголиста А. Руднева.
1920 - 1922 - учеба в Лондонском и Гарвардском Университетах. Изучает восточные языки • санскрит, пали, монгольский, китайский, хинди, а также занимается историей и археологией. Успехи студента таковы, что Парижский университет обещает в случае прибытия Юрия Николаевича для работы в этом заведении через год присвоение докторской степени и получение специальной стипендии. Для ученых того времени становится сразу ясным, что на небосклоне восходит новое крупнейшее научное светило в области востоковедения.
После окончания Гарвардского университета Юрий Николаевич работает на средне - азиатском и монголе-тибетском отделениях Парижского университета, совмещая это с занятиями на военном и юридическо -экономическом отделениях. В 1923 году он получает степень магистра индийской словесности. В 1924 году Юрий Николаевич вместе с родителями переезжает в Индию, где было положено начало научно-исследовательской работы, которой он занимался всю свою жизнь. Здесь он продолжает углубленное изучение санскрита и тибетского языка. А в 1925 году он отправляется вместе с родителями в беспримерную Центрально - Азиатскую экспедицию.
Семь лет Юрий Николаевич провел с отцом в экспедициях - они были посвящены поискам знаний. Они искали древние рукописи - манускрипты, запрятанные от праздных любопытствующих в подземных хранилищах. Роль Юрия Николаевича в успешном завершении всех экспедиций неоценима. Он обладал редким комплексом знаний, позволяющих ему читать и переводить на европейские языки древнейшие письменные источники и записывать в юртах аборигенов местный фольклор - песни, рассказы и даже целые эпические сказания. Благодаря его записям они вошли в сокровищницу мировой культуры. Никто в Европе не знал так тонко быт и нравы тибетских и монгольских племен ~ кочевников и домохозяев, -как постиг их Ю. Н. Рерих. Перед ними распахивались двери самых сокровенных хранилищ с древнейшими манускриптами, несущими неизвестные для европейцев знания. Во время экспедиции на Ю.Н. лежала обязанность по охране каравана. Здесь ему пригодилась учеба в Парижской академии на военном отделении. Он и одет был как военный —носил френч и бриджи, был прекрасным наездником. Целый ряд книг Юрием Николаевичем был написан в труднейших условиях экспедиции.
По завершении экспедиции Ю.Н.Рерих продолжает заниматься исследовательской работой. Чтобы определить главный научный интерес Ю.Н. Рериха, достаточно обратиться к его статьям «Культурное единство Азии», «Вершина современной науки» и др. Поиск истоков цивилизации, определяющих «единство великой кочевой Центральной Азии», стал ведущим направлением его научной деятельности. Именно для этой цели в 1928 году Н.К. и Ю.Н. Рерихами был основан в Кулу Институт гималайских исследований «Урусвати». Ю.Н.Рерих, определяя направление работы Института, писал, что это будет «новый тип научного исследования, основанного на археологическом поиске и погружении в естественные науки».
В статье «Расцвет ориентализма», написанной в начале 20-х годах, Ю.Н. Рерих наметил два важных направления развития востоковедения. Во-первых, это написание обобщающих работ по истории и культуре всех стран Востока. Не истории Индии или истории Китая, а истории Азии в древности, средние века и новое время. Большинство стран Азии развивалось в тесной взаимосвязи друг с другом, крупнейшие религиозные течения связывали их в единый культурный мир. Без понимания этих процессов, начинавшихся в древности, невозможно изучение истории их культуры в средние века и особенно в новое время. Сам Ю.Н. Рерих всю жизнь собирал материал по истории Центральной Азии, её религиям и культуре.
Другим направлением, предложенным Ю.Н.Рерихом, было изучение психологии древних народов, особенно кочевников. Он пытался ответить на вопросы : что толкало кочевников на новые места, только ли потребность в новых пастбищах; обладали ли древние центры цивилизации какой-то особой притягательной силой для них, и если да, то какой и почему. Одной из попыток решить проблему культурного единства кочевых народов стала работа Ю.Н.Рериха «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», которая впервые увидела свет в 1930г.
Статьи «Кочевые племена Тибета» и «Обряд разбивания камня» имплицитно связаны между собой. Всё таже задача - поиски истоков мировой цивилизации - находит выражение в описании быта и обрядов тибетских кочевников. Именно в Тибете, по мнению Рерихов, «скрыта разгадка многих проблем, связанных с вопросами обитания человека в Азии». Тибетское нагорье, особенно на северо-востоке и крайнем западе, было заселено человеком с глубокой древности, о чём свидетельствуют упомянутые в этих статьях стоянки каменного века.
В статье «Ладак», опубликованной в 1950г. Юрий Николаевич показал роль западной области Тибета -Ладака - как важного центра на шелковом великом пути. Через его территорию согдийские купцы осуществляли «челночные» поездки между Индией, Кашмиром, Тибетом и Центральной Азией. Тонкое знание тибетского языка и его диалектов позволило Юрию Николаевичу собрать материал по политической истории Ладака, о его борьбе с тюрками-каркулами, его постоянном стремлении к независимости, которую Ладак утратил только в 1834г.
В тридцатые годы начинается работа над уникальным тибетско - русско-английским словарем с санскритскими параллелями Он работал над словарем 30 лет После ухода его из жизни группа ученых Московского института Востоковедения завершила эту работу, и в 1980 году словарь был издан.
Отпечаток сурового аскетизма всегда лежал на внешнем облике Юрия Николаевича и на окружающем его быте. Так, в спальне его московской квартиры стояла раскладушка, покрытая серым грубым одеялом. Книги в книжном шкафу. На стенах - старинные русские иконы и тибетские танки, портреты родителей и брата У изголовья - большая бронзовая статуя Будды, которой Юрий Николаевич очень дорожил. Он всегда носил европейский костюм, светлые рубашки, галстук. Вставал он в 5 утра, ложился в 11 вечера. Во всем и всегда был пунктуален. Юрию Николаевичу была присуща поразительная скромность в отношениях с теми людьми, которые окружали его, приходили на встречи, с ним общались В нем поражала его энциклопедичность знаний, широта взглядов, интерес ко всему, но несмотря на свой высший интеллектуальный уровень, он не выставлял своп знания напоказ. Все получали от него духовную теплоту и внутреннюю радость. Когда многие обращались к нему с вопросом «Что делать?», он отвечал просто: «Надо поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всем и всегда поддерживать энтузиазм, если он направлен на Общее Благо»
Как замечали общающиеся с Юрием Николаевичем, у них пропадало всякое смущение, застенчивость, растворялась напряженность и человек начинал чувствовать себя равным Юрию Николаевичу. В.Дылыкова вспоминает: « Он был очень скромным, очень тихим, хотя говорил на всех языках. Он себя чувствовал очень свободно, очень раскованно. Он как бы присутствовал и как бы отсутствовал. Он избегал суеты. Это человек, который совершенно не выносил суеты. Он был настолько совершенен в своем личном продвижении, настолько подготовлен всей своей жизнью к этому этапу жизни, что суету просто не замечал Суета была, и мы в ней все пребывали, а вот он в ней отсутствовал».. Как истинно Русский человек, Юрий Николаевич был горячим патриотом Советской страны. Когда началась Великая война советского народа против германского нашествия, он несколько раз подавал, заявление Советскому правительству с просьбой зачислить его в ряды Красной Армии.
Вся его жизнь - это жертвенный подвиг. Так, прекрасный художник в молодости, всесторонне одаренный, он изучат то, что нужнее всего для экспедиций - восточные языки и культуру.
Приезд его 1957 году в СССР - это очередной жертвенный подвиг, подвиг служению Истине и Новому Миру. Он приехал не смотря на то, что Елена Ивановна не задолго до своего ухода сказала: «Когда появится новая звезда, тогда время ехать». И еще добавляла, что жить ему в Росси всего три года. Перед отъездом Юрия Николаевича в Индию действительно видели новую звезду. Это было ему знаком того, что наступил срок для нового подвига.
Он приехал в Москву, чтобы передать Родине неследие родителей. Довершить то, что они не смогли, находясь вдали.
Переезд Юрия Николаевича в Светский Союз решился во время пребывания Никиты Сергеевича Хрущева в Индии. Н. С. Хрущев с симпатией относился к Юрию Николаевичу и въезд был разрешен и получено гражданство СССР. Были предоставлены квартира и работа. В институте Востоковедения был открыт сектор истории Религии Индии, что по тем атеистическим временам было удивительно.
Правда первое время Юрию Николаевичу работать было негде, ему поставили стол под лестницей и Юрий Николаевич занимался там. К нему сразу потянулись люди, почуев в нем выдающуюся личность. Весь отдел Индии просто боготворил его, особенно восторженно отнеслись к Ю. Н. Рериху молодежь.
Юрий Николаевич не имел научных степеней, но многие называли его «профессором». А в 1958 году Ученый Совет Института Востоковедения по сумме опубликованных работ и их значимости присвоил Юрию Николаевичу ученую степень доктора филологических наук, без предварительной кандидатской степени, что было неординарным событием в СССР. Даже при высочайшей степени работоспособности и организованности Юрия Николаевича тот объем работы, который он выполнил за неполные три года, поражает. Так за короткий срок ему удалось заложить основы новой научной школы, по сути дела, восстановить разгромленное востоковедение.
Весной 1958 года в Москве, в маленьком зале на Кузнецком мосту была организована первая выставка картин Н. К. Рериха. Затем эти выставки были в Ленинграде, Киеве, Риге, Тбилиси. Всюду были восторженные отзывы, огромные очереди. После выставок, выполняя завещание отца о возвращении картин на Родину, была передача их Министерству Культуры СССР. Министерство же распределило картины Русскому музею Ленинграда и Новосибирской картинной галерее.
После успеха выставки картин Юрий Николаевич надеялся, что можно будет организовать музей Н.К.Рериха, но шло время, чиновники волокитили, и дело с организацией музея так и застопорилось,
И только в 1997г. был создан общественный музей Н.К.Рериха на базе МЦР.
Юрий Николаевич добивается, чтобы стали публиковать литературное наследие Николая Константиновича, чтобы издавались альбомы и репродукции. Он прочел огромное количество лекций об экспедиции Рерихов, о живописи и литературных трудах Николая Константиновича, о восточной философии, религии, литературе.
Среди наиболее глобальных задач, над которыми трудились все члены семьи Рерихов, было духовное объединение Востока и Запада - мировоззрения, религии, литературы. Вся работа Юрия Николаевича, особенно в последние годы его жизни в Москве, была направлена на это. Было восстановлено издание разгромленной в 30-годы «Библиотеки Буддики». Первым произведением восстановленного издания была «Дхаммапада», которая вышла под редакцией Ю.Н.Рериха и с его вводной статьей.
Много препятствий всем его начинаниям чинили ему чиновники от науки. Но то, что пришлось ему пережить после выхода «Дхаммапады», было последним ядом, который не дал его сердцу дожить обещенных трёх лет. Внезапно был объявлен арест на весь тираж книги якобы из-за вводной статьи Ю.Н.Рериха, где кем-то было найдена какая-то крамола. Но ему удалось получить уже со склада шесть экземпляров книги. Один экземпляр был вручен Послу Республики Индии. После этого на имя директора Института востоковедения из-за рубежа стали поступать поздравления по случаю публикации книги. Посол Цейлона, личный близкий друг Юрия Николаевича, устроил прием в своем посольстве в честь возобновления «библиотеки Буддики». Приглашен был и директор Института. После этого книга «Дхаммападу» была выпущена в свет из-под ареста.
Жизнь Ю.Н.Рериха представляла собой неустанное самопожертвованное горение в Великом Служении. Чего стоило выдержать ему, некурящему, курящих академиков и всю работу в прокуренных помещениях. Не случайно, что у него развилось малокровие.
Уехав в Москву Юрий Николаевич почти лишился возможности бывать на свежем воздухе, черпать силы в общении с природой. За три года работы он ни разу не был в отпуске. 21 мая 1960 года Ю.Н.Рерих скоропостижно скончался от острой сердечно-сосудистой недостаточности Это была величайшая потеря для всего русского дела. Он сделал все, что мог, но Россия была еще не готова в полном объеме воспринять духовное сокровище семьи Рерихов. Во время ухода из жизни Юрия Николаевича в Москве находился его брат Святослав Николаевич с супругой Девикой Рани.
После кремации 23 мая Святослав Николаевич разделил прах на две части, половину оставил, половину забрал с собой в Индию. В России могила Юрия Николаевича находится в Москве на Ново-Девичьем кладбище. Памятник на его могиле сооружен по проекту брата Святослава Николаевича, известного художника.
В заключение можно сказать, что жизнь Ю.Н.Рериха хотя и была не продолжительной, но такой же
яркой и устремленной, как звезда на посвященной ему картине. Ему удалось вернуть Родине имя отца,
он сумел организовать выставки, издать часть трудов отца и дал наглядное представление молодым, что
есть духовный человек и духовная жизнь. Он оставил яркий след в сердцах всего прогрессивного
человечества.
Вечная ему память и признательность!
По материалам конференции в Новосибирске, посвященной 90-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха. «Воспоминания о Ю.Н. Рерихе» Новосибирск, 1994г.


Рерих Ю.Н.
Семья Рерихов
Главная страница

Хостинг от uCoz