КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КОНСТАНТИНА ВЕНТЦЕЛЯ  

Творчество К. Н. Вентцеля (1857-1947) явило собой уникальный пример синтеза двух великих идей, получивших распространение в мировой и отечественной культуре в конце XIX — начале XX веков, и вновь с новой силой возродившихся в последние десятилетия.
Выдающийся мыслитель и педагог, наследие которого несомненно еще будет по достоинству оценено потомками, Вентцель был одним из наиболее ярких и талантливых теоретиков свободного воспитания Двигаясь от личности ребенка, от требования создать максимально благоприятные условия для его свободного творческого индивидуального развития, Вентцель пришел к идее космического воспитания. Он понимал личность как неотъем­лемую часть всеобъемлющего целостного Космоса, исходил из нерас­торжимости и органического единства Человека, Человечества и Вселенной. Вентцель стал в один ряд с теми русскими мыслителями — В. И. Вернадским, В. В. Докучаевым, Н. Ф. Федоровым, К. Э. Циолковским, А. А. Чижевским, — в концепциях которых человек рассматривался как существо, неотделимое от Природы, активно и непосредственно участвующее в жизни Космоса.
Первый шаг к разработке идей космической педагогики Вентцель сделал в конце 10-х — начале 20-х годов, что нашло свое отражение в его главном, к сожалению, до сих пор не опубликованном труде «Религия Творческой Жизни» (1923 г.). Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими, Вентцель пришел к выводу о необходимости создания новой религии, которую он называл Рели­гией Живого Творческого Развивающегося Бога — Единой Целостной Жизни и Вселенной. Трактуя новую философию религии как творчес­кое жизнепонимание, жизнечувствование и жизнеустремление духов­но освобожденного человека, которое допускает бесконечное разно­образие индивидуальных форм своего выражения, он подчеркивал, что это религия отрицает какой бы то ни был догматизм. По замыслу Вентцеля, она должна была строиться на цельном, едином, гармони­ческом сознании свободной творческой личности, расширяющемся во все стороны, достигающем наибольшего своего выражения и глубины. Эта религия не требовала установления какой-либо церкви как особой формы общественного соединения лиц, исповедующих ее. Она должна была носить антицерковный характер, потому что церковь и все, что по духу похоже на нее, по мнению мыслителя-гуманиста, есть не что иное, как вид организованного духовного насилия над человеческими душами, в связи с этим он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней творческой эволюцией жизни, Культа Единого Творческого Человечества или Истории, ведущих к прогрессивному осуществлению высших истин и общечеловеческих идеалов. Почему у Вентцеля, культ должен был сделаться тем оформлением, в котором получит свое символическое выражение новое творческое жизнепонимание. Фор­мулирую психолого-педагогические нюансы новой религии он утверждал, что в Культе творческой личности важную роль будет играть культ ребенка, потому что Ребенок является тем, через что жизнь человечества постоянно сохраняет характер свежести и молодости. В Культе Ребенка Вентцель видит ту субстанцию, которая не дает человечеству стариться, придает её существованию характер длящейся и никогда не кончающейся весны. Вместе с том, постоянно подчеркивал, что эти формы." Культа не будут иметь ничего общего с культами старых религий, они будут служить только самым чистым, естественным и свободным сиянием любви, уверения и благоговения, которое вызывает у нас Вселенная и Ребенок как нежный росток той личности, из которой должно вырасти Творческой Личность при заботливом уходе и надлежащем воспитании».
Вэнтцель был одновременно и прозорливым и в достаточной степени наивным человеком. Он совершенно отчетливо представлял, что происходит в стране после Октябрьской революции. Так, он писал в неопубликованной статье «Религия и нравственность»: « История последнего времени явила ном в сфере политической деятельности образ людей, одержимых манией спасения людей для земного царства и для достижения этой цели, подобно фанатикам религиозной веры не останавливающихся ни перед чем, перед совершением даже ужасных преступлений, которые только загипнотизированным людям могут казаться не преступлениями, а геройскими поступками» (Научный архив РАО, ф. 23, оп. , ед. хр. М, л. ).
И, вместе с тем, Вентцель зимой 1922 г. начал читать курс лекций по Религии Творческой Жизни в Воронежском университете. Разуме­ется, долго этого «безобразия» терпеть не могли. Последовали доносы и в партийном официозе «Воронежская коммуна» в начале февраля 1922 г. было опубликовано выступление «коммуниста-атеиста тов. Божко-Божинскси ».. который говорил о том, что Вентцель «находится в резком противоречии с революционной практикой. Само собой разумеется, — продолжал он, — мы не должны принять его теорию, а отбросить как негодную, вредную и реакционную утопию, не способ­ную помочь организации наших сил, которая направлена на то, чтобы переделать мир. Теория Вентцеля содействует контрреволюции, она организует ее силы. Она собирает силы в интересах буржуазии и направлена на распыление сил пролетариата. Это убаюкивающие сказки для взрослых людей, которые не успевают шагать вместе с историей и безнадежно от нее отстают. Скажите, что это такое, как не бредни. Как не вера предков, которая давно должна быть сдана в архив. Поскольку Вентцель убежден в правильности и осуществимос­ти своей теории и вместе с тем искренне желает свободы всему человечеству, мы ему посоветовали бы отправиться дня ее проповеди на «на другой берег» в лагерь буржуазии».
Хотя намек звучал довольно прозрачно, 65-летний философ не уехал за границу, а вернулся обратно в Москву где сумел переиздать несколько своих ранних дореволюционных книг. С 1924 г. Вентцель прекратил все попытки открытых публикаций и целиком отдайся научной работе «в стол».
Во второй половине 20-х и в З0-о годы в обстановке, все более усиливающегося тоталитаризма Вентцель пишет ряд работ — «Про­блемы космического воспитания» (1925 г.), «Философия творческой воли» (1937 г.), «Лучи света на пути творчества» (1937 г.) и др., — в которых развивает теорию нового направления в воспитании — космическую педагогику.
Вентцель был убежден, что поскольку человек представляет часть вселенной, космоса постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека в качестве члена Космоса как гражданина Вселенной. Он пришел к выводу, что должно осуще­ствляться специальное космическое воспитание и должна существо­вать специальной отрасль антропологии — космическая педагогика в рамках которой проблема воспитания трактуется с совершенно особой точки зрения. Космическая педагогика имеет свои специфичные цели и требует особых приемов и методов для их достижения. По его мнению, новую культуру можно строить только на космическом базисе. При этом он подчеркивал примат социальной педагогики над индивидуальной, а космической — над социальной, поскольку космос по мнению педагога-философа, это целое, а человеческое общество — его часть. Вентцель трактовал космос кок целостное единство вселенской жизни. Составными частями в космосе являются человечес­кие индивиды. По его замыслу, высшей задачей космического воспи­тания является развитие в ребенке космического самосознания, то есть сознания самого себя как нераздельной части космоса, поэтому цель космического воспитания состоит в том, чтобы довести до осознания общность своей жизни с жизнью космической, до понима­ния того, что он представляет единое, нераздельное целое со всем космосом. Эта субстанция развивается в определенном направлении, и творческая личность принимает участие в процессе развития космической жизни. Основой космического воспитания Вентцель считал естественное единство жизни воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. В связи с этим важнейшей задачей ставилось довести до сознания воспитанника единство своей личной жизни, с жизнью социума, с жизнью всего космоса. Реализация этой задачи означала бы сделать для ребенка возможным поставить себе в качестве важнейшей нравственной цели утверждение, расши­рение и углубление своей личности. Перед педагогами ставилась задача обеспечить полное и совершенное слияние воспитанника с творческим космосом и наиболее полное его участие в возвышении космоса на все более и более высокой ступени развития.
Говоря о воспитании свободной творческой личности как гражда­нина Космоса, Вентцель исключительное значение уделял нравствен­ному воспитанию ребенка. При этом он последовательно проводил
мысль о том, что сущность нравственного воспитание должна состоять не в привитии подрастающему поколению неких этических идеалов, выработанных вне его, а в создании условий для накопления личного положительного опыта, для самостоятельного формирования нрав­ственных максим и императивов, которые должны как бы «произрастать» изнутри каждого ребенка. Сходных взглядов Ветцель проезжи­вался и относительно религиозного воспитания. Он был убежден что ни одна религия, никакие религиозные воззрения в принципе не могут извне навязываться ребенку, что религиозные, убеждения могут и должны формироваться исключительно на основе личного опыта.
Идеи космизма сформировались и стали популярны в эту эпоху, когда великие цивилизации Запада и Востока во многом исчерпали себя и вступили в полосу кризиса, когда апокалипсис XX века разразился первой мировой войной, когда небывало обострились классовые и национально колониальные противоречия, вылившиеся в волну социальных революций и освободительных движений. Это было время, когда лучшие умы человечества поставили в повестку дня вопросы о необходимости синтеза многообразных форм культурной жизни. Так люди различных народов и цивилизаций должны думать о создании единого духовного пространства. Человечеству необходимо осознать себя в масштабе Космоса. Именно в этом направлении развивает свей идеи один из наиболее интересных и оригинальных мыслителей той эпохи создатель антропософии и всемирно известной вальдорфской педагогики Рудольф Штейнер. Вальдорфская педагогика, опирается на антропософию, про­возгласила своей целью воспитание человека новой телесностью, душев­ностью и духовностью. Она явило собой своеобразный эзотерический вариант модели свободного воспитания. Вальдорфская педагогика в качестве своего глазного принципа провозгласила свободу, стремясь к совести ученика, который сам и является главным источником для формирования ноли, содержания и способов образования, к свободному самоопределению. При этом и ребенок, и его развитие, и педагогическое руководство этим процессом воспринимались в контексте многообразных конкретных метаморфоз (тран­сформаций) различных жизненных и духовно-душевных сил, социальных и природных процессов, рассматриваемых в космическом единстве. Все эго лишь подтверждает тот факт, что Вентцель развивал свои идеи, двигаясь в русле поиска мировой педагогической мысли.
Вентцель в явной форме органически и последовательно соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космическо­го воспитания, заложив основы космической педагогики. Этот идеал он пронес до конца своей долгой и трудной жизни, возвращаясь к нему в своем творчестве.
А действительность так отличалась от его мечты! В 1936 г. он записал в своем дневнике: «Уж слишком меня удручает окружающая действительность, являющая собой не жизнь, а какие-то сумерки жизни, это всеобщее идолопоклонство, всеобщее затмение умов, эта стадность, раболепие и беспредельная, развившаяся широким пото­ком ложь и лицемерие. На наших глазах разыгрывается какой-то фарс, чтобы ослепить, поразить, вызвать изумление, и даже умные люди это не замечают и принимают его за что-то серьезное»
Последний всплеск надежды что-то изменить в окружающей его общественной жизни 80-летний мечтатель пережил в связи с публика­цией проекта Конституции 1936 г. Он пишет письмо в редакцию «Известий», в котором предлагает построить систему образования в духе идеи автономии и свободы, организации самоуправления школы на всех ее ступенях во избежание всякого давления на нее государ­ственных структур. Чрезвычайно актуальными в то время, конечно же, были и предложения Вентцеля, связанные с предоставлением «права свободной критики высших законодательных и правительствен­ных учреждений и лиц», не опасаясь быть объявленными врагами народа, и также соображения о целесообразности безусловной отмены смертной казни и замены тюрем и мест заключения преступ­ников такими учреждениям, которые задавались бы целью не столько мстить и карать, сколько перевоспитывать. Необходима, — утверждал он, — амнистия всем политическим преступникам, находящимся в настоящее время в местах заключений и ссылке» (Научный архив РАО, ф. 23, оп. 1, ед. хр. 1 б, л. 32-34). Только чудом можно объяснить, что после такого письма Вентцель остался на свободе.
Как крик души, как попытка ответить на вопрос, каким же образом преодолеть окружающий его ужас, звучат слова Вентцеля, записанные им в страшном 1937 г.: «Человек, обладающий Космическим Созна­нием необходимо будет нравственным Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособлен­ность, кто не противополагает больше себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющего с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла» (Научный архив РАО, ф. 22 оп. 1..д. 16, л. 9].
Каким же утопичным может показаться это утверждение!
Однако продуктивность идей космического воспитания быть мо­жет неожиданно для многих сегодня обнаружится не только в рамках интенсивно развивающейся вальдорфской педагогики. Эти идеи и в нашей стране приобретают в современных условиях новое звучание обогащаются находят все больше сторонников.
Вот, например строки из недавно опубликованной статьи Т. Строгановой «Идеи космизма в воспитании»: «Воспитание косми­ческого сознания человека является ныне в период обострения экологической, термоядерной, демографической, производственной и других глобальных проблем современности, первоочередным услови­ем выживаемости человечества требующим своего безотлагательно­го решения прежде всего в нашей стране» (Магистр. 1991. Сентябрь. - с 50). Очень интересной и перспективной представляется позиция педагога и философа руководителя ВНИК «Образование Беларуси» М. Гусаковского. 0н последовательно стремится синтезировать идеи «гуманистической педагогики» американского психолога К. Роджерса и концепцию воспитания «самореализующейся личности» немецкого философа-экзистенциалиста О. Больнова, которые, по сути, являются современными попытками модификации многих ключевых идей свобод­ного воспитания конца XIX — начала XX веков, в том числе и развиваемые Вентцелем. Вместе с тем М. Гусаковский настаивает на необходимости воспитания человека, обладающего планетарным сознанием. По его мнению, в нашем динамично меняющимся мире самоидентификаций личности возможна только через слияние челове­ка и с нацией, и с человечеством и со вселенной, и только токая личность сможет обрести и сохранить свою «самость», самоопреде­литься и реализовать себя.
Сегодня, на пороге XXI века проблема космического воспитания становится одной из ключевых проблем отечественной и мировой педагогики. Научное наследие К. Н. Вентцеля может и должно помочь в ее решении, в ее дальнейшей разработке в контексте гуманистичес­ких педагогических традиций свободного воспитания.


Педагогический отдел
Главная страница

Хостинг от uCoz