ИНДИВИДУАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА НОВОЙ ШКОЛЫ
ИНДИВИДУАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА НОВОЙ ШКОЛЫ (1)  

Представлены основные принципы учебного процесса в школе М.П. Щетинина с позиций интеграции культурного наследия Востока и Запада и глубинной психологии К.Г. Юнга.
Ключевые слова: школа, интеграция, психические процессы/

INDIVIDUATION AND INTEGRATION: THE NEW SCHOOL IDEOLOGY
Makarov V. A. fitness trainer, psychologist-psychotherapist.
The Volgograd “City-fitness sport” club
Макаров В.А.

The basic principles of Schetinin School are represented from the point of view of civilization heritage of East and West and deep psychology.
Key Words: school, integration, psychic processes

Наша цивилизация находится в периоде ускорения своего развития, и подошла к рубежу смены эпохи, в которой произойдет смена общественно-экономической формации (2020-2025г.)[11]. Можно предположить, что задача следующего исторического периода будет задачей примирения основного противоречия, который К. Г. Юнг определил как конфликт веры и знания. [16]. Е.И. Рерих в своих работах определяет основные направления эволюции человечества, указывает на сближение научной и религиозной картины мира, и приобретение людьми навыков синтетического мышления (умение примирять противоречия), основанного на освоении психической энергии [8], [4]. Несомненно, что в новой общественно-экономической формации роль человеческого капитала (ЧК) будет определяющей. Следует указать, что недостатком определения ЧК является односторонность его выражения в форме западного экономического менталитета [12], в котором нет четких представлений о культурном капитале и о нерешенных противоречиях различных форм мировоззрений. Для прояснения сложности этого вопроса необходимо сделать небольшой экскурс в историю.
Мифология (2) была первой формой мировоззрения, на смену ей пришла религия , затем - наука . Мы находимся в конце третьего периода, когда вслед за наукой должна возникнуть следующая форма. Если движение эволюции происходит по спирали, то замыкание витка должно породить качественно новый уровень. Интеграция науки и мифологии должна привести к возникновению системной триады [1] - синтетическому мировоззрению (наука—мифология—религия). С позиции аналитической психологии такой подход обусловлен тем, что слои коллективного бессознательного оперируют универсалиями мифологической природы и являются базисом для любой формы мировоззрения. Необходимо учитывать в общественной психологии влияние и роль коллективного бессознательного как аттрактора исторического процесса.
Важно перевести духовные практики и религиозные воззрения в категории психических и энергетических процессов, и на основе мифологических корней начать создавать синтетическое мировоззрение (СМ). Осуществлением этой идеи мы могли бы приблизиться к решению глобальной задачи интеграции Востока и Запада как представителей духовного и научного знания (см. табл. 1).


Стремление к целостному мировоззрению, всеединству (Единому) — основная цель всех религий. Исходя из принципа деятельности человека как проекции его сознания, осознание целостной картины мира есть результат интеграции сознания. С позиций аналитической психологии интеграция сознания возможна при условии интеграции сознания и бессознательного. К. Г. Юнг подчеркивал, что освоение бессознательного невозможно без опоры на высшее «Я». Подобные процессы интеграции можно назвать вертикальным контуром интеграции сознания, они относятся к сферам влияния духовных практик. Методики современного образования развивают интеллектуальную сферу, которая является горизонтальным контуром интеграции сознания. В современном историческом периоде необходима тотальная интеграция сознания, объединяющая два контура интеграции.

Самым главным препятствием в реализации этой задачи являются разные механизмы освоения интеллектуальных знаний и бессознательных областей.
В процесс интеграции сознания на Западе и Востоке вкладывают разные значения. Например, Шри Ауробиндо Гхош утверждал в своей практике уход от Эго. По мнению К. Г. Юнга европейское сознание не может существовать без Эго [15]. Поэтому можно предложить считать юнгианский подход начальным этапом в паре единства противоположностей Запада и Востока. Воспользуемся юнгианской концепцией интеграции сознания. Интеграция противоположных пар: чувство-мышление, интуиция—ощущение в единое целое, выражаемое в мандале, представляет собой одну из основных задач процесса индивидуации. Этот процесс, по мнению К. Г. Юнга, осуществляется на основе трансцендентной функции. Сам процесс осмысления бессознательного материала происходит на основе проведения параллелей , этот метод можно применять и для горизонтального контура интеграции. Используя опыт аналитической психологии, мы предлагаем горизонтальную модель (рис.1) процесса интеграции сознания.
В схеме представлена четверичность основных психических функций, которые интегрируются посредством спирального движения вокруг самости или монады. Восприятие, эйдическое мышление, проведение параллелей («толкование») являются основными механизмами этого процесса, который раскладывается на элементарный дуальный процесс: 1. выявление элементов бессознательного, 2. интеграция элементов бессознательного.
Вышеуказанный «треугольник синтеза» восприятие, эйдическое мышление и проведение параллелей адекватен понятиям интуиция, эмоцио, рацио.

На наш взгляд, Учение Живая Этика наиболее всего подходит для реализации данной задачи, так как интегрирует в себе все известные формы мировоззрений. В Живой Этике изначально заложена интеграция менталитета Востока и Запада, йоги и науки. Особо отметим параллели Живой Этики и аналитической психологии К. Г. Юнга [6]
В процессе интеграции сознания (индивидуации) возникают эффекты: сверхчувственного восприятия, синхронистичности, наполнения архетипами-символами изобразительного творчества, танцев и сновидений. В аналитической психологии они являются маркерами процесса индивидуации.
Иллюстрацией вышесказанному служат параллели мандал учеников школы проф. М. П. Щетинина [7] и мандал, описанных Юнгом. [14] (см. рис. 2). Эти мандалы организованы по универсальному идеальному алгоритму и представляют отражение биологическоих, мифологических и психических процессов. По предложенным И. И. Ильиной системообразующим принципам можно разложить данный ряд мандал и объяснить их с позиций интегральной структуры мироздания [2].
Характерной чертой данной школы является сознательная установка на общинный характер психических процессов, что характерно для славянского менталитета. Объединенные психические усилия всех участников педагогического процесса создают единое энергоинформационное поле, благодаря которому обеспечивается выход на новый вид отношений в системе ученик-учитель. Возникающие психические синергии в школьном коллективе определяют «свое место» каждого ученика в энергетической структуре школы, координируют его психический вклад, усиливая и развивая всю систему и личность. Единая цель (служение человечеству, высшему, родине) объединяет индивидуальные усилия и примеряет противоречия между индивидуальным и коллективным. Выполняется условие при котором коллективное единение и общая согласованность не подавляют волю конкретного индивида.
Наглядным выражением энергоинформационных отношений в школе может послужить пример муравейника, над которым образуется коллективное сознание, которое осуществляет координирующую функцию по управлению жизнью муравейника и является посредником между отдельными представителями и планетарной информационной структурой. Вышеуказанные механизмы рассмотрены в книге ак. В.Д. Плыкина «След на воде». [10]
Созданное коллективное сознание обеспечивает регулятивную и смыслообразующую функцию, направляя движение школьной общины в эволюционном коридоре. В задачу современной общинны входит обновление архетипических идей - «артикуляция культурных универсалий – архетипов культурного универсализма» [13]
Аналогичных взглядов на процесс обучения (передачи знаний через смысловое поле) придерживается и Е.Н.Князева «Обучение имеет резонансную природу: осуще-ствляется ускоренный переход к новым, модифи¬цированным структурам знания и поведения. Гру¬бо говоря, происходит своего рода «штамповка», матричная передача целостных образцов знания, что составляет основу для последующих творчес¬ких изысканий индивидуального разума». [3]
В мировой культуре подобные методы обучении можно найти в сочинении Платона «Феаг» [9].
В Китае известны «упражнения ихэтуаней» при подготовке подростков к Боксерскому восстанию (1898 — 1901 гг.). Учеников вводили в измененное состояние сознание, в котором они отождествлялись с героями боевых искусств, что позволяло им выполнять боевые приемы без предварительного обучения. [5]
Педагогические технологии проф. Щетинина предоставляют обширный учебный материал и средства его использования путем проведения филологических и культурологических параллелей между различными дисциплинами. Таким образом, возникает цепочка параллелей, которая служит основой для формирования единой двухуровневой трансдисциплинарной методической системой обучения. На первом (объективном, безличном) уровне начинает формироваться Интегративная картина мира (ИКМ). Проведение параллелей второго уровня носит индивидуальный характер и заключается во «вписывании» «Я» ребенка в ИКМ. Этот метод близок к юнгианскому понятию амплификации. Суть этого метода в расширении индивидуальных содержаний посредством проведения (обычно филологических) параллелей до трансцендентных величин. Соединение этих двух уровней приводит к интеграции сознания. По сути можно говорить о новом синтетическом мировоззрении. Главное, что в таком сознании сочетается научное высокодифференцированное отражение мира с ощущением глубинной сопричастности мифа. По отдельности как научная, так и мифологическая форма мышления не обладает таким синтезом.

Елена Ивановна Рерих указывала, что синтез это соединение высшего и низшего. Низшее и высшее можно интерпретировать как дискретное и холистическое. Синтез осуществляется за счет «расширения» дискретных понятий до их противоположности.
Под синтезом мы понимаем вмещение совокупности дискретных логических знаний и бессознательных содержаний психики в единую картину мира посредством связывания их с архетипом самости, которая выражается мандалой. (см. рис. №3)
Когда мы переживаем, ощущение целостности, то видим глубинные взаимосвязи, но теряем четкость представления границ. Когда мы находимся в дискурсивном уме, обладаем четким видением понятий, но теряемся в мире противоречий. Синтезом этих двух крайностей выступает способ мышления, который можно образно сравнить с мозаикой — системное (или сетевое) видение единого образа.
Особенностью учебного процесса, осуществляемого в школе М. П. Щетинина, является примирение научной и мифологической картин мира, осознанное формирование психических процессов общинного характера, высокий уровень образования, что позволяет считать этот метод уникальным в создании ЧК. Пришло время ввести понятие психического капитала (ПК) как меру овладения человеком психических сил, способствующих профессиональному и индивидуальному росту.



Сноски по тексту
1)Сообщение на 2 съезде психотерапевтов и консультантов СЗФО РФ «Индивидуальные и групповые стратегии преодоления кризисных ситуаций: в жизни, в профессии, в социуме». 26 - 28 марта 2010 года, Санкт-Петербург, под названием «Славянская индивидуация. Восток и Запад».
2)Мифологическое мировоззрение - целостное постижение мира посредством конкретно-чувственного образа, в котором неразличимы в своем единстве восприятие и воображение, представления и фантазия, субъект и объект.
3)Религиозное мировоззрение - основанное на религиозной вере иррациональное постижение Божественного порядка, отличающегося иерархичностью взаимоотношений двух миров – мира божественного и тварного.
4)Научная картина мира - упорядоченная целостность систематизированных знаний о Вселенной и человеке, формирующаяся на базе фундаментальных открытий и достижений науки.
5)Содержания коллективного бессознательного не могут быть объектом произвольного намерения, они не подвластны контролю со стороны воли. Если у вас в распоряжении не будет параллелей, вы не сможете интегрировать эти содержания в сознание, и они останутся в состоянии проекции. (Синхроничность)
6)Логическая предпосылка всякого суждения о целостности. Когда, например, судят о целостности горизонта, то называют четыре основные стороны света. Существуют и четыре психологических аспекта психической ориентации, к которым ничего существенного добавить нельзя. (Божественный ребенок)
7)самость – это квинтэссенция духовной целостности (то есть единство того, что сознательно, и того, что бессознательно)…представляет собой цель духовного развития.
8)«… будет осознано всё великое значение психической энергии в её разнообразных свойствах и приложении. Носители её будут рассматриваться, как сокровище государства». Е.И. Рерих




Список литературы
1. Баранцев Р.Г. «Структурная методология целостного подхода: от анализа – к синтезу» // Реальность и субъект, Ежеквартальный научно-философский и культурологический журнал, №1, том 5, СПб, 2001 г. с.68.
2. Ильина И. И. «Принципы самоорганизации систем и древнейших учений» // Материалы второй Российской междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего» на пути к духовно-экологической цивилизации, журнал «Дельфис», М., 2002 г., с. 62-66.
3. Князева Е. Н. «Трансдисциплинарные стратегии исследования в науке будущего» // Материалы Московской междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего», журнал ежегодник «Дельфис» М., 2001, с. 57.
4. Кулаго И. О., Гаврилов В. Г., Макаров В. А. «Метод ГРВ в исследовании динамики психофизиологических факторов под влиянием различных физических нагрузок» // Проблемы диагностики, укрепления и реабилитации опорно-двигательного аппарата у спортсменов» / Под ред. А. Н. Шамардина, Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008, с.73-75.
5. Лепехов С.Ю., Абаев Н.В. Роль психологической регуляции в политической деятельности тайных религиозных объединений традиционного Китая//«Психологические аспекты буддизма 2-е изд. – Новосибирск; Наука. Сиб. Отд-ние, 1991.-с.132
6. Макаров В. А «Интеграция сознания в рамках школьного образования» // Десятые ефремовские чтения. Концепция современного мировоззрения, к 100-летию со дня рождения И. А. Ефремова / Под ред. М. В. Ягодкина, СПб.: «Лемма», 2007, с.163-167.
7. Макаров В. А Соединение Востока и Запада в рамках школьного образования // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие», том 2: Новая Россия на пути к единству человечества, СПб, Высший Волочёк: Рериховский центр СПбГУ; Изд-во «Ирида-плюс», с. 578-582.
8. Письма Елены Рерих 1932-1955гг., изд. «Вико», Новосибирск, 1993, с.343.
9. Платон «Собрание сочинений» в 4 томах том I, Академия наук СССР институт философии, издательство «Мысль» Москва – 1994г. с. 122-124

10. Плыкин В. Д «В начале было слово…» или След на воде..., Ижевск: изд. Удм. Ун-та, 1997, с. 54.
11. Ройзвман Ф. М., Белов С. В. Солнце и климат // Государственное управление ресурсами, 2009, № 3 (45), с.22.
12. Сулейманова Л. Ш. Человеческий капитал как фактор Европейской экономической интеграции // Академия управления «ТИСБИ»/ http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2005/issue1/econom12.html
13.Сухина И.Г. Культурный универсализм и культурные универсалии в контексте учения о ноосфере // Творча спадщина В.І.Вернадського і сучасність. (“Вернадські читання”): Доповіді і повідомлення 4-ї Міжнародної наукової конференції 21-25 квітня 2005 р. у м.Донецьку / Під редакцією Л.О.Алексєєвої. –Донецьк: ДонНТУ, 2005. – С. 256.
14. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции, исследование процесса индивидуации. /Пер. с англ., М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1998. С.288
15. Юнг К. Г. Йога и Запад: Пер. с нем., Инициатива; К.: Airland, Киев, 1994. с. 48-49.
16. Юнг К. Г. Синхроничность Рефл-бук Ваклер, 1997, с.95-96.

Хостинг от uCoz