14 ноября 2005 г. в Волгоградском методическом центре был проведен семинар, приуроченный к 131-летию со дня рождения Н.К. Рериха под общим названием «Живая Этика и Наука».
Организаторами семинара стали Волгоградский методический центр и Волгоградское Рериховское общество. В семинаре приняли участие представители образования, культуры и общественных организаций города.
Характерной особенностью семинара стало ее объединяющее значение, выражающееся в синтезе естественно-научных и гуманитарных исследований на базе Учения Живой Этики.
Доклад О. В. Очкурова из Волгоградского рериховского общества был посвящен теме: «К новому восприятию и пониманию мира». В нем раскрывались понятия космической эволюции человека, новых условий и требований, предъявляемых к современному образованию. О необходимости синтеза всех достижений мировой культуры и более глубоко диалога между наукой и учением Живой Этики.
Живая Этика – Учение, синтезирующее все, что было выработано человечеством к началу Новой Эры и являющееся сокровищницей наук будущего, дает возможность человеку выявить скрытый в нем могущественный космопространственный творческий потенциал.
Тему сближения духовности и науки «Духовность и наука: необходимость сближения» продолжил профессор, док.фил.н. Волгоградского филиал всероссийского финансово-экономического института М.П Бузский.
Наука не просто дает истинные знания: она должна сохранять вместе с этим истинную духовность, нравственные качества не только самих ученых, но и всех остальных людей, которые входят в орбиту ее влияния.
Но это значит, что наука должна выполнять духовно-воспитательную, нравственную функцию, которая обязана возвышать, выравнивать чувства и потребности людей Перспективы выживания общества и духовное развитие сознания ученых, всех тех, кто связан с наукой – это различные стороны одного и того же процесса – современной глобализации общества, формирования единого планетарного человечества.
Во второй части семинара делились своим опытом практики. Доклад психолог-психотерапевта В.А. Макарова «Урок синтеза как метод формирования нового мышления» раскрывал новые подходы по проведению трансдисциплинарных уроков в рамках психолого-педагогической работы в школе.
На наш взгляд психология объединившись с культурологией, натурфилософией и другими междисциплинарными науками может претендовать на роль интегратора в создании нового мировоззрения.
Создание горизонтальных связей между предмерами посредством проведения параллелей привело бы к интеграции дисциплин, созданию фрактальности образования и выработки целостного мировоззрения.
На данный момент подготовлены и проведены уроки синтеза на основе научно-популярных фильмов «Живая вода» и «Квантовая генетика» …
Мы надеемся, что и другие учителя подхватят нашу эстафету и направят свои усилия на формирование нового поколения волгоградцев способных в будущем решать планетарные проблемы.
В конце доклада для педагогов был продемонстрирован видеофрагмент урока синтеза.
Доклад Коротенко Л.И директора духовно-нравственной школа для девочек «Славянка»: «Философско-педагогический взгляд на проблематику воспитательной работы» был посвящен анализу состоянию дел воспитательной работы в Волгограде. Подчеркивалось отсутствие философской и мировоззренческой основы в современной методической литературе и практических путей их реализации. Указывалось на исключительную ценность рериховского педагогического наследия, элементы которого педагоги школы «Славянки» пытаются применять на практике. В самом начале нашей работы мы интуитивно подошли к идеям Учения Живой Этики. Нами была разработана программа по нравственному воспитанию школьников. К сожалению, она осталась невостребованной…. Мы постоянно проводим просветительские акции, создавая пространство света и культуры в нашем городе. Призываем всех граждан и общественные организации, занять активную гражданскую позицию в деле спасения молодежи.
Два следующих доклада были сделаны на основе применения методов газоразрядной визуализации. Доклад «Новый подход к образованию» Л.П.Сунгуровой и кхн. И.О. Кулаго указывал на необходимость перенести главный акцент образования на воспитание «внутреннего человека».
Задача новой школы сегодня – помочь ребенку самому образовывать себя, развивать свои умственные, нравственные, эстетические и практические способности, формировать себя как индивидуальность, уникальную личность которую нельзя мять, лепить, как тесто, по образу и подобию воспитателей. Необходимо помочь человеку (не важно, взрослому или ребенку) обрести свое глубинное «я», скрытое внутри.
Задача учителя нового времени – создать технологии включения механизмов самоактуализации и саморегуляции личности.
Новизна данной работы заключается в том, что мы исследуем влияние внутренних состояний на процесс образования и предлагаем работать с внутренним состоянием человека.
Семинар завершал доклад сотрудника Центра информатики «Гамма-7» Гладкова В. Г. «Научно практические исследования и оценка эффективности прибора Гамма-7».
Освещалась тема экологической безопасности и защиты от техногенных излучений ЭВМ.
Было обнаружено, что некоторые темы игровых компьютерных программ могут переводить ребёнка в состояние подобное состоянию опьянения. Если ребёнок часто во время игр на компьютере переходит в это состояние, то возникает привыкание, чем объясняется повышенная увлечённость компьютерными играми. Обнаружено, что в состоянии релаксации с прибором «Гамма – 7Н» этот эффект снимается.
Радует, что многие исследователи начинают вести удачные эксперименты в направлениях указанных Учением Живой Этики.
Директор Волгоградского методического центра подвела итоги семинара, подчеркнув высокий интерес педагогов к представленным темам, и предложила продолжить плодотворное сотрудничество.
Участники семинара выражают глубочайшее признание ученым и организациям поддержавших волгоградцев приветственными письмами и телефонограммами.
Благодарим ак. Ш. Амонашвили и проф. Б.У. Родионова за помощь проведения в жизнь рериховских программ, фонд «Дельфис» в обеспечении бесценной методической литературой, ак. П.П. Горяева за использование уникальных видеоматериалов, директора ОУ "Международного института глобального синтеза" С.Г. Прохорова за поддержку и сотрудничество.
Идея Н.К. Рериха о создании планетарного пространства Культуры начинает освещать и волгоградскую землю.
ВолгРО