ЖИВАЯ ЭТИКА И НАУКА «К новому восприятию и пониманию мира»
ЖИВАЯ ЭТИКА И НАУКА «К новому восприятию и пониманию мира»  

«Будет время, когда Учение это станет
мировым и ляжет основанием воспитания
и появления нового человечества.»
Е. И. Рерих


9 октября исполнился 131 год со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Николай Константинович Рерих – видный русский художник, начавший свой многолетний творческий путь в конце XIX века.
Стилистическое своеобразие его глубоко образованного искусства, пронизанное античной мудростью, сообщило его мировую славу.
Яркое и мощное дарование художника-мыслителя соединялось в его лице с проникновенностью историка, ученого, археолога и страстного исследователя.
Рерих жил в сложнейшую эпоху. Он был современником трех революций в России, ему суждено было пережить две мировые войны, он стал очевидцем национально-освободительного движения в колониальных странах Востока. Его глубоко волновали многие важнейшие вопросы века: войны, экономические кризисы, безработица, падение духовной культуры в мире. Он остро ощутил неизбежность больших перемен и думал о том времени, когда люди земли будут жить по законам равенства и любви, когда молодое поколение будет морально и физически здоровым, когда повсюду расцветут искусство и культура. Как художник большого гражданского долга он видел свое призвание в борьбе за благо человечества, за преобразование жизни на земле.

В 1920-1940 годах шла напряженная и продуктивная разработка вопросов этики. Рерих был убежден, что создать материальную базу намного легче, чем духовную, и что без духовной и нравственной культуры невозможна эволюция мира. Он был также убежден, что люди всей земли должны жить по общим гуманным законам морали, что основные этические категории были выработаны тысячелетия тому назад. И, несмотря на принадлежность их разным народам, в них много общих положений, выражающих извечную мечту человечества о свободе и равенстве, всеобщем труде и доброжелательстве, любви и мире. Многие заповеди и изречения Будды, Магомета, Христа, философов Конфуция, Лао-цзы, Шри Рамакришны, Шри Ауробиндо Гхоша и других Рерих считал полными глубокого смысла и актуальными для современного мира. Многие откровения древних учений он стремился соотнести с научными открытиями века.
Также следует вспомнить основательницу Теософского Общества Елену Петровну Блаватскую, которая, как писала Е. И. Рерих: «... была послана в мир дать великий труд «Тайная Доктрина» для сдвига сознания человечества, зашедшего в тупик...»
Ближайшим помощником и единомышленником Николая Константиновича Рериха в области изучения восточной философии была его жена Елена Ивановна Рерих.

Появление Учения Живая Этика есть историческая неизбежность. Выход в свет «Живой Этики» не случайно совпал с так называемым «научным взрывом», когда пересматривались привычные догмы, появлялись новые направления, исследовавшие, казалось, невозможное, и складывалась новая модель мироздания и его механизмов. Возникшие направления потребовали и нового подхода к научным исследованиям – целостного. На ином уровне началось осмысление Великого единства Человека, Планеты, Вселенной. Зарождалось Космическое сознание, а вместе с ним и стремление выйти за пределы Планеты и связаться с «братьями по разуму».
Но мало кто знал, что духовные традиции Востока, особенно Индии, в своих глубинах уже таили давно этих «братьев по разуму», которые представляли одухотворенный, еще неведомый науке Космос. Духовные учителя, или, как они сами себя называли – Старшие братья человечества, и были создателями вместе с Е.И.Рерих книг «Живой Этики» или «Агни – Йоги».
Великие Души, можно утверждать, находились на более высокой ступени Космической эволюции. За ними стоял огромный опыт накоплений культуры и духа.
Создатели «Живой Этики» готовили сознание человечества переломного CC века к грядущим эволюционным перегрузкам. Они несли знание Великих законов Космоса и понимание того, что эти Законы действуют не только вне нас, но и в нас самих. Они настаивали на необходимости постижения конкретных энергий и умения ими пользоваться.
Любое эволюционное продвижение начинается с изменения уровня энергетики и появления новых видов энергии, таких, как, например, психическая.
Достижение интеллекта CC века сменится усиленным развитием духа. В синтезе духа и интеллекта ведущую роль будет играть дух.
Елена Ивановна утверждала: «Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект единой вечной истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших Учений.»

Все книги Учения обращены, прежде всего, к земным, реальным условиям жизни каждого человека. В них предстает обширный круг рекомендаций и методов самовоспитания. Они включают в себя необычное обилие тем и направлений мысли: это особенные принципы медицины, широкий подход к науке, глубинная экология, построенная на основе тончайших связей между человеком и природой. Большое место в Учении занимают проблемы духовного становления женщины, взаимодействия мужского и женского начал, материнства, воспитания детей и раздумья о лучших путях образования. Многогранно рассматриваются также проблемы, связанные с наступлением новой космической эры в жизни землян. Ступенями к сотрудничеству с другими мирами обозначена необходимость создания всемирной общины, а также длительная подготовка человека к иным условиям жизни, к иному сознанию.

И то, что Рерихи, будучи русскими, именно в Индии, от индийских Учителей получили целую систему энергетического мировоззрения, называемую «Живой Этикой», само по себе является фактом великой значимости. В этом есть что-то символическое, как –будто проявляется веление самой Космической эволюции.
«России предопределена великая, по существу космическая роль на Земле», - говорил Святослав Николаевич Рерих. И еще: «Россия – это пространство будущего». Это страна эволюционной энергетики, сложившейся на ее великих просторах. Ее избрала сама эволюция, не освободив ни от трудностей, ни от препятствий, ни от страданий, ни от всякого рода противостояний и конфликтов.
Ничего не бойтесь, идите вперед, не оглядываясь. Все будет хорошо. Помните, все мы работаем для будущего. Не огорчайтесь кратковременными неудачами. Думайте прежде всего о Будущем.»
Николай Константинович не только думал о Будущем, он его создавал.

Книги Живой Этики начали издаваться с 1924 года на разных языках. Они разошлись по всему миру и стали для многих настольными.
Настольными становились также многочисленные публицистические выступления Николая Константиновича. Большинство из них посвящено вопросам культуры, этики, науки, образованию. Рериха глубоко тревожило нравственное падение в современном мире. Остро встал перед ним вопрос о пагубности чрезмерного практицизма, заслоняющего собой духовную культуру.
XIX век, к которому принадлежал и Рерих, дал России ряд гениальных мастеров во всех областях искусства, двинувших ее по пути неограниченного самопознания. Наши художники, поэты, литераторы, романисты решили эту проблему не так, как ее решил Запад.
Там, на Западе, объединение великое мыслилось через огранку, через формовку отдельной выкованной в праве личности. В его постановке и формулировке превалирует значение ОРГАНИЗАЦИИ.
Русский метод объединительного метода не таков. Основанный на едином порыве, взлете, он зовет всех к объединению, к всеобщности, в которой должна сохраниться пестрота, многообразие человеческих выявлений. Эта идея – идея ВСЕЛЕННОСТИ. Данная через искусство в своей ослепительной эстетической и моральной наглядности, избавленная от механического мышления в понятиях, заводящего в тупики конечного, эта идея совершенно, неотразимо бесспорна.


И Рерих означает своей деятельностью в сущности начало совершенно новой эпохи в жизни человечества. Он строит основание нового мышления... До него понятие культуры строили экономисты, свойственным им научным методом. Его строили философы, со всеми разнообразиями подхода к нему. Его, наконец, строили историки, трактовавшие его как эсхатологические последние цели человечества, то как «выводы» из наблюдаемых фактов.
И всем нам известно, какое разноречие являлось именно вследствие такого подхода к этому предмету нашего знания. Всякий трактовал проблему культуры по-своему. У всех она носила разные определения. А дело не в определениях, а в наглядных созерцаниях. Голос Рериха звучит на весь мир. Это новая весть о Культуре, культуре в дни современных кризисов, разрывов, показывающая человечеству новые пути.

Для того, чтобы преосуществить мир всех народов и уничтожить возможность войны, Николай Константинович призывает идти по совершенно новому пути. Он желает подойти к сознанию человеческому путем утверждения и созидания блага. «МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ» - девиз всего мирового движения Рериха. Победить сознание культурою, победить красотой и знанием, всеобъемлющей и всепонимающей духовностью.
«ИСТИНА В КРАСОТЕ, - сказано в одной из книг Живой Этики. - Космос утверждает на этой формуле эволюцию... Космос направляет мир к овладению Красотой».
Указывая на важнейшую эволюционную роль Красоты, Елена Ивановна Рерих писала: «Истинное устремление к Красоте приведет нас к пониманию высшей красоты законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном Сердце».
Священное царство Красоты воздействует на нас, меняя наше сознание и возвышая наш дух. Существует одна категория наших чувств, без которой невозможно энергетическое взаимодействие с Красотой, невозможен обмен с нею. Это чувство является как бы приводным ремнем, вызывающим действие эволюционного механизма Красоты. Оно называется Радостью.
Иными словами, Красота – это Радость. А Радость открывает в нас тот энергетический канал, который связан с нашими энергетическими центрами, а следовательно с сознанием, духом, с той нашей эволюционной сутью, которая движет не только нами, но и Космосом. Вот в этой особой мудрости и заключается энергетическая суть истинной Радости.
Так Рерих дает новое, одухотворенное понятие культуры. Поднимает ее в небывалом сиянии. Окружает ее ореолом. Делает ее лозунгом новой эпохи. Первичное понятие культуры для Рериха – есть служение Свету. Если культура для Рериха – есть Свет Духа, а в последнем отражается красота, знание и любовь, то культура и есть все высшее, духовные и материальные ценности, то есть все, что способствует развитию духовного света в человеке. Она – СИНТЕЗ и СОТРУДНИЧЕСТВО между всеми видами различных человеческих ценностей.
Еще одно главное зерно его идеи состоит в том, чтобы дать новое понимание науки.
В.Ф. Шварцман (астрофизик) пишет: «Наука есть лишь часть, элемент культуры, причем элемент сравнительно молодой. Эвристические принципы и ценностные установки современной науки «выкристаллизовались» внутри культуры лишь 400 лет назад. Лишь в XVIII веке началось экспоненциальное возрастание параметров науки, то есть ее развитие приобрело необратимый характер. Лишь в ХХ веке наука превратилась в производительную силу общества, а ее результаты во многом определили облик человечества и даже поставили под вопрос его будущее. Общепризнанно, что преобразование характера науки в ХХ веке является глобальным и беспрецедентным; вероятно оно будет продвигаться и впредь (например, под влиянием других форм духовной деятельности человека). Поэтому не исключено, что смысл категории «НАУКА» измениться к ХХХ столетию столь же радикально, как и за предыдущие десять веков».

«Живая Этика» раскрывает перед наукой процессы развития синтетического мышления и сознания. Человек – это мыслитель творец. Именно мысль несет в себе творческую силу. Она всегда предшествует любому действию или поступку человека
В настоящее время все более доступной становится информация о производящихся исследованиях энергетической структуры человека и опытах передачи мысли на расстояние.
Проведены опыты, наглядно подтверждающие возможность передачи мыслеобразов от одного человека другому человеку. Однако наука находится пока в самом начале исследования этой проблемы. Но существует и другой источник, имеющий многотысячный опыт изучения и применения на практике науки о мысли – это эзотерические знания Востока.
Прежде всего надо отметить парадоксальный, с точки зрения современной науки, вывод о том, что мысль является продуктом деятельности мозга. Ее основа, как и самой сущности человека, лежит гораздо глубже, в тонкой энергетической структуре. Мозг не только реагирует на появление уже оформленной мысли. Он является органом предварительной обработки информации и связующим звеном между тонкой структурой и физическим человеком.
Материя мысли является основой мироздания. Человек черпает из беспредельного резервуара мировой мысли ему созвучное и волевым импульсом насыщает энергией. Так рождается мыслеформа. Рождение мыслеформы было экспериментально зафиксировано и сфотографировано. (Наука и религия, 1991г.)
Мысль – обоюдоострое оружие. Она может быть как благодетельной, так и разрушительной. И уже существуют разработки по психоэнергетическому воздействию на человека с целью подчинения его воли. Наглядный пример тому – тоталитарные секты, например «Аум синрике». Поэтому каждый человек должен знать основы мыслетворчества и не стать жертвой негативного воздействия.
В человеческой культуре существуют две системы знания: эзотерическое и экзотерическое. Современная официальная наука по самой своей природе относится к знанию экзотерическому. Эзотерическое знание включает эзотерические составляющие различных религий, религиозно-мистические учения, отражающие опыт индивидуального постижения Истины, а также герметические (оккультные) науки, т.е. науки о скрытых силах в Природе и человеке.
Наука не признает эзотерические знания, тем не менее, в процессе ее развития происходит их постоянное взаимодействие и сближение. Современная наука переживает период глубочайших преобразований. В ней возникают новые идеи и представления, зреют ростки нового знания, новой парадигмы.
Вероятно сюда можно отнести и теорию торсионных полей А.Е. Акимова «Торсионные поля Земли и Вселенной.» (Земля и Вселенная. 1996 г. -6 с. 9-17) и Г.И. Шипова «Теория физического вакуума.» ( М.НТ. Центр 1993 г. С. 362). Идейная близость современных научных представлений с древнейшими религиозно-философскими учениями отмечена в работе Л.В. Лескова «Семантическая Вселенная» (Философия 1994 г. –4. С. 12-26), в работе В.Н. Волченко «Неизбежность, реальность и постижимость тонкого мира» (Сознание и физическая реальность. 1996 г. т.1. –1-2 С. 2-14), где обсуждается вопрос о реальном существовании тонкого мира, тонких энергий и тонкоматериальных форм бытия, которые до сих пор исключительно относились к эзотерической сфере.
Таким образом, эзотерическое знание выступает как некое сверхнаучное знание, которое взаимодействует с научным и постепенно включается в научное знание.
Живая Этика – Учение, синтезирующее все, что было выработано человечеством к началу Новой Эры и являющееся сокровищницей наук будущего, дает возможность человеку выявить скрытый в нем могущественный космопространственный творческий потенциал.
«Дух лишь совершенен, когда сознает Космос» ( ЛСМ, Озарение. ч.1, С.1)

Материалы Российских междисциплинарных научных конференций (г. Москва) констатируют, что последние достижения науки позволяют сделать вывод о процессе глубокого и закономерного изменения представлений о космосе, природе и роли по отношению к ним человека, что открывает новые горизонты общекультурной эволюции человечества. Участники научных конференций считают, что диалог науки и учения Живой Этики состоялся, что выразилось в поиске синтетических тенденций между современными открытиями науки и основополагающими идеями мировоззрения Учения Жизни.


Семинар Живая Этика и Наука
Семинары
Главная страница

Хостинг от uCoz