Л.П.Сунгурова, И.О. Кулаго
Мы, педагоги, творим самое сложное,
самое ценное из всех ценностей – человека
В.А.Сухомлинский
1.
Современная эпоха характеризуется тем, что человечество шагнуло не просто в 21-й век (это, как известно, условность), а переживает наступление очередного этапа в развитии цивилизации, суть которого – переход от индустриализма к постиндустриализму (информационному обществу). Складывается ситуация, описанная еще К. Марксом, когда культурная эпоха изменила свои очертания, свои основные признаки. А социальные институты остались прежними, переживают кризис «несоответствия», когда прежние формы, служившие индустриальной культуре, оказываются не в состоянии выполнять свои созидательные функции в новых условиях. Эта ситуация и вызывает кризис. Это тот самый бифуркационный перекресток, выход из которого возможен лишь при условии приведения всех систем в соответствие с новыми культурными реалиями.
Не исключение и система образования, которая играет глобальную роль в цивилизационном сценарии развития человечества. Более того, как одна из самых консервативных систем, она, являя собой клубок противоречий, проецирует все болевые точки современного переходного периода.
Многовековой опыт показывает, что общество в процессе собственного развития движется к гибели – а это есть верный признак того, что в его системе есть некий принципиальный изъян, неоспоримое доказательство того, что его представления о человеке и методы развития не соответствуют всей реальности человеческой природы и цели жизни, которую эта реальность предполагает.
Если человечеству удастся избежать сценария развития, описанного парадоксом Ферми (т.е. тенденции технических цивилизаций к самоуничтожению), на смену нынешнему «индустриальному», «экономическому» человеку с технократическим типом сознания должен прийти человек «экологический», обладающий гуманитарным сознанием, «человек, способный занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям».
2.
Счастье человечества абсолютно не зависит от технического прогресса, от комфорта, от скорости. Несмотря на все технические улучшения, которые реализованы, жизнь не улучшилась: люди не стали более счастливыми, более спокойными, более светящимися… не улучшили даже здоровье!
Одними знаниями глубоко изменить людей невозможно. Конечно, знания – могущественное средство. Если использовать хорошие аргументы, люди многое могут понять. Однако этого недостаточно: хоть они и поймут, но делать ничего не станут. Вдохновляют людей к действию только внутренние движения и чувства: любовь, воля, убежденность. Это жизненные силы. Воля к жизни, воля к власти, воля к знанию абсолютно оправданы, в их удовлетворении состоит истинный смысл нашего существования, их нельзя чрезмерно ограничивать или подавлять их. Но удовлетворение этих стремлений не должно быть эгоистическим не по каким-либо причинам морального или религиозного характера, но просто потому, что таким образом удовлетворить их нельзя.
Сегодня недостаточно собирать, аккумулировать в себе знания, надо работать над своим внутренним содержанием и состоянием. Если мы предпочтем иметь книжные знания, то мы не будем излучать ни любви, ни добра - только холодный и сухой интеллект, который дискутирует, критикует, препарирует, но не способен уйти от беспорядка в себе
Тот, у кого есть только знания, оказывается перед лицом жизненных трудностей слабым, неустойчивым, боязливым, но тот, в ком есть внутренняя сила и убежденность, даже не зная многих вещей, продолжает идти, подниматься все выше, легко преодолевая трудности.
3.
Образование стало внешним аспектом человечества, не затрагивающим его внутреннюю суть, сориентировано в большинстве случаев на внешнюю передачу (механистическую) знаний в виде заучивания и воспроизведения в чистом виде. Такое внешнее образование не способно решить вопросы развития человека, внутренние противоречия человека, возникающие в процессе его жизнедеятельности. Поэтому и возникают кризисные ситуации и состояния. Принимающая система (человек) сегодня выброшена из поля зрения.
Сегодня образование ребенка сводится в большинстве случаев к чисто механическому воздействию на его природу и насильственному подчинению жестким стандартам обучения и процесса познания. Семейное же воспитание заключается в подавлении и принудительном формировании его привычек, мыслей и характера по образцу, установленному социальными идеями или личными предпочтениями и идеалами наставников и родителей.
В обычных школах приобретаются знания, которые, конечно, могут быть полезными, но которые не могут преобразовать человека. Преобразовать нас может только работа, которую мы делаем сами над собой. Знания, которые мы приобретаем, могут нас только подтолкнуть к выполнению внутренней работы. Через знания возможен переход от человека старого времени и мышления, ориентированного на внешнее, к человеку нового мышления.
Практически не уделяется внимание внутреннему состоянию, в котором эти знания принимаются. Нередко употребляемое выражение «Я не в состоянии это понять» говорит о том, что состояние определяет то, как знания понимаются.
Социальное неблагополучие значительной массы подростков, минимум возможностей общения родителей с детьми, отсутствие единой системы идеалов и ценностей, нестабильность социальной ситуации создает необходимость глубоко разрабатывать проблему сохранения психического здоровья детей, ориентацию их на постоянное саморазвитие и осуществление своей жизненной задачи.
4.
Задача новой школы сегодня – помочь ребенку самому образовывать себя, развивать свои умственные, нравственные, эстетические и практические способности, формировать себя как индивидуальность, уникальную личность которую нельзя мять, лепить, как тесто, по образу и подобию воспитателей. Необходимо помочь человеку (не важно, взрослому или ребенку) обрести свое глубинное «я», скрытое внутри.
Для достижения планируемых результатов необходимо, чтобы педагоги, воспитатели обратили внимание на свое внутреннее состояние, чтобы от них шло нечто хорошее, благотворное, воздействующее на детей и делающее их лучше. Они обязаны быть в курсе новых достижений и открытий, умело вводить новую информацию в учебный процесс, то есть стать живыми подвижными открытыми системами.
Новая школа предполагает отказ от традиционных ролей учителя и ученика в учебном процессе. Учитель уже не ментор, информатор и контролер. Он предлагает, мотивирует, организует, направляет и наблюдает; он организатор и инструктор, помощник и консультант. Он - проводник в огромном информационном пространстве. Задача учителя нового времени – создать технологии включения механизмов самоактуализации и саморегуляции личности.
Мы предполагаем, что раскрытие важности роли внутренних состояний ученика и учителя в образовательном процессе поможет решить задачу развития человека как человека.
Чтобы научить человека стать человеком, необходима ориентировка на его внутреннее состояние. Ведущие психологи и педагоги видят проблему поведения и сознательности человека в его внутренних состояниях.
Если обратиться к своим внутренним резервам, к своему личностному «я», оно возьмет на себя всю задачу образования и разовьет способности нашего внутреннего разнопланового существа по реализации потенциальных возможностей, почувствовать которые или создать адекватную концепцию их развития нам мешает механистический взгляд на человека и жизнь и основанные на нем привычные шаблоны поведения и реагирования.
5.
В настоящее время предлагаются методы, с помощью которых появилась возможность определять характеристики этих состояний. (Например, метод ГРВ профессора К.Б.Короткова, Санкт – Петербургский институт высокочастотной оптики).
В результате использования этих методов открываются возможности обучения человека сознательной внутренней работе, т.е. решать задачи сознательности поведения. Приборно было установлено, что одним из внутренних проявлений человека является раздражение, которое внешне может быть и не заметно даже для самого человека. То есть человек не знает своего внутреннего состояния раздражения. Легко предположить, что этот фактор, оставаясь вне поля внимания, оказывает влияние и на процессы образования и на поведение человека.
Известно, что вся наука развивалась с использованием такого приема как наблюдение за объектом исследования. Логично применить в данном случае прием «наблюдения» за своим раздражением.
Мы можем использовать этот кажущийся вредным фактор для обучения человека внутренней работе. Осознание процесса своего раздражения позволяет им управлять.
Вместо того, чтобы избегать каких–то порывов, которые нас тревожат: чувственности, гнева, тщеславия, ревности и т.д. – необходимо понаблюдать за ними, изучить эти области, постараться их узнать и увидеть, что они в себе содержат. Эти исследования приведут нас к пониманию того, что эти силы природы, которые мы принимаем за своих врагов, являются на самом деле друзьями, принесшими нам подарки. Мы начнем по - другому относиться к своим инстинктам, к своим низменным наклонностям: мы воспользуемся педагогическими методами и технологиями, которые освободят нас от внутренних ограничений.
Мы занимаемся апробацией новых подходов, сориентированных на получение не только знаний, но и на учитывание состояния, в которых эти знания получаются. Исследуем направление передачи знания и состояния, в котором эти знания принимаются. При таком подходе высока вероятность такого усвоения знания, когда они раскрываются в человеке внутренним пониманием и могут быть применены в его делах.
Организация взаимодействия активного (учитель) и пассивного (ученик) принципа в системе получения знаний в благоприятном состоянии раскрывается пониманием знаний. Учитывание внутреннего состояния при передаче знаний является организующим фактором взаимодействия.
Основополагающий Система взаимодействия
принцип (знание + состояние)
Пассивное Внешняяформа
Внутреннеесодержание Состояние (бытие)
Активное Знание
Организующее Понимание
6.
Работа в данном направлении позволит подойти к решению следующих задач:
Решения вопросов взаимодействия старого и нового, изменения мышления. Нерешенность этого вопроса тормозит любую реформу, так как люди старого мышления ориентированы на замкнутую, неразвивающуюся систему.
Обучение новому мышлению, опираясь на развитие (процесс), а не результат.
Обучение человека гармоничному взаимодействию с окружающим миром. Сегодня человек внутренне боится внешней среды.
Реализация индивидуального (личностно – ориентированного) подхода в образовании, индивидуальности взаимодействия (отклика) с информацией.
Рассмотрение образования как процесса, а не как конечного результата.
Применение подходов, ориентированных не только на пассивные и активные процессы образования, но включение (применение) 3-го фактора – организации взаимодействия между активными и пассивными процессами образования. Другими словами, изменение дуальности мышления на троичность мышления.
7.
Новизна данной работы заключается в том, что мы исследуем влияние внутренних состояний на процесс образования и предлагаем работать с внутренним состоянием человека.
Исследуемые новые воспитательные и образовательные методы открывают путь к истинной реализации потенциальных возможностей человека. Поверив в свои возможности, человек станет адаптивной личностью, придет к открытию того, что по сокровенной природе своей он есть душа и сознательная сила Божественного. Пробуждение этого подлинного внутреннего человека и есть истинная цель воспитания, образования и всей человеческой жизни. Человек получит импульс к поиску скрытой Истины и глубочайшего закона своего бытия.
Учитывание внутреннего и внешнего в процессе образования позволит выйти на истинную гармонию самого процесса образования. Тогда образование в своей полноте станет живой системой, учитывающей и внутреннее, и внешнее, и взаимодействие внутреннего и внешнего.
Дальнейшая предполагаемая работа:
Работа с состоянием – как это делать?
Работа со знанием – на основе каких принципов их давать?
Выход на становление человека сознательного – адаптивной личности.
Литература:
Айванхов Омраам Микаэль. Посвященческая педагогика. Кн. 1. «Просвета», Франция, 2002.
Шри Ауробиндо.
Балабан Милослав. Школа – парк. Как построить школу без классов и уроков. М., «Первое сентября», 2001.
Новые ценности образования. Личностно – ориентированная профильная школа. М., Выпуск 1(20) 2005.
И.Е.Видт. Культурологические основы образования. ТГУ, Тюмень, 2002
Т.А. Строкова. Инновационные процессы в массовой школе. ТГУ, Тюмень, 2001.