Понятие метазнания
В современной научной литера туре греческая приставка «мета» указывает, во-первых, на такую систему знаний, которая служит для исследования и описания менее общих систем знания (отсюда и термины «метатеория», «метаязык»), и, во-вторых, подчеркивает философскую фундаментальность понимания предмета, превосходящую научно-экспериментальный уровень его освоения. Для фиксации этого второго смысла в философии традиционно используется термин «метафизика» (букв. «то, что идет после физики»), который был введен в научный оборот Андроником Родосским при систематизации произведений Аристотеля. Под метафизикой с тех пор понимают философское учение о первоосновах сущего, составляющее ядро любой философской системы, вокруг которого разворачиваются все другие ее разделы (этика, эстетика, философия науки, социальная философия, философия религии и т.д.).
Таким образом, в гносеологическом плане приставка «мета» указывает на более «высокую» познавательную точку зрения, откуда целостно обозревается и систематизируется существующее знание; а в онтологическом плане — на большую глубину и основательность постижения самого исследуемого предмета.
С обеих вышеуказанных позиций Живая Этика с полным правом может претендовать на
статус синтетического метазнания в рамках современной культуры.
Так, в гносеологическом плане она дает ключ к целостной и непротиворечивой интерпретации выдающихся духовных учений прошлого, не противопоставляя их друг другу, а рассматривая в качестве исторических ступеней кристаллизации единой истины, имеющих общий духовный источник. В разные эпохи разные грани истины выступают на первый план в зависимости от уровня развития сознания человека и его культуры. Учение позволяет увидеть единый Кристалл Вселенской Истины во всем историческом и культурном богатстве его граней.
Относительно современного — в значительной степени кризисного — состояния знания Живая Этика ориентирует на взаимоуважительный диалог религии, науки, искусства и философии, образующих взаимодополнительные ракурсы постижения бытия. Их нельзя противопоставлять друг другу, поскольку они основаны на действии различных познавательных способностей и сфер сознания, лишь во взаимодействии обеспечивающих гармоничное бытие и познание человека.
Наконец, Живая Этика деликатно и ненавязчиво проявляет контуры грядущего единого знания, связанного с приобщением к мощнейшим энергиям Космоса, неотрывным от человека, провозвествуя о неизбежном антропокосмическом повороте в судьбе земной культуры. Не столько в физический Космос должна устремляться пытливая мысль человека, сколько в его, человека, собственные бесконечные глубины. В этом плане Учение предсказывает переоткрытие многих древних знаний о мире и человеке экспериментальными и теоретическими средствами современной науки.
В онтологическом плане Живая Этика проявляет свой метапознавательный потенциал, акцентируя внимание ученых, философов и последователей внерациональных путей познания (деятелей религии и искусства) на краеугольном понятии психической энергии как подлинной субстанции (порождающей основы) мироздания, неотделимой от сознания человека и его творящей мысли. Эта энергия, предстающая в исключительно разнообразных формах, будет рано или поздно обнаружена во всех явлениях и процессах окружающего мира, и именно от сознательного овладения ею будет зависеть как прогресс самого человека (преображение его духа и плоти), так и гармоничная эволюция окружающего его природного мира.
Предсказательный и объяснительный синтетический потенциал Живой Этики как метазнания проявляется не только относительно всей духовной культуры человечества в целом, но и относительно каждой из ее основных сфер в отдельности.
Живая Этика и религия
Живая Этика возвращает человека к аутентичному пониманию сущности религии как «связи с высшим» (от лат. religare — связь), где важнейшим органом познания и приобщения к духовной Иерархии Космоса выступает сердце человеческое. В очищении и просветлении разума сердца усматривали сущность религии все крупнейшие религиозные деятели человечества, ведь именно чистое сердце возносит человеческий дух в высшие миры и дает возможность созерцать потаенные устои бытия. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» — Живая Этика последовательно проясняет и обосновывает эту универсальную максиму Христа из Нагорной проповеди, где схвачена самая суть религиозного опыта. В таком внимании к сердцу человеческому, как к онтологическому центру личности и путеводителю духа по заповедным тропам мироздания, Живая Этика предстает органическим продолжением отечественной «метафизики сердца», представленной целым соцветием блестящих русских религиозных мыслителей — А.С. Хомякова и П.Д. Юркевича, П.А. Флоренского и И.А. Ильина, Л.П. Вышеславцева и С.Л. Франка, М.М. Тареева и епископа Луки Войно-Ясенецкого.
Живой Этике принадлежит и лучшее, на наш взгляд, определение религиозной веры, вовсе не противопоставляющее ее разуму, а, напротив, подчеркивающее роль активного и творчески критического познавательного отношения к предмету верования. «Нельзя верить лишь уверениям. Вера есть осознание истины, испытанной огнем сердца».
Наконец, Учение подчеркивает роль практического воплощения религиозных истин в личном жизненном пути человека. Истины религии, особенно истины этического порядка, не могут быть абстрактными. Они должны быть конкретно и непосредственно явлены в личном облике, «ибо вера без дел мертва есть». Небесные Откровения всех мировых религий были подкреплены земным праведным бытием их провозвестников — будь то Будда, Христос, Моисей или Зороастр. Без этого ни одна мировая религия, ни одно авторитетное духовное учение никогда не завоевали бы стольких сторонников и не удержались бы в веках. Знаменитая фраза Христа из Евангелия от Иоанна «Я победил мир» как раз и нацеливает прежде всего на преображение собственной души, на победу над собственными недостатками, телесными страстями и ветхими предрассудками. Лишь победивший себя получает горнее право властвовать на Земле и учить других. В этом суть Учительства. Истинный религиозный водитель всегда жизнью подтверждает то, что несет в своей проповеди. Чем выше стоит он на лестнице духовного восхождения, тем больший образец служения общему благу, самопожертвования и сердечности являет он для тех, кто идет за ним следом. На этом принципе все возрастающей сложности и ответственности служения высшему зиждется вся Иерархия Космоса и проявляется истинность любого религиозного верования.
Соответственно, по-настоящему религиозным человека не делают ни механическое — пусть даже искреннее и регулярное —исполнение церковных обрядов;
ни твердость в защите догматических определений, наподобие знаменитого лозунга Тертуллиана «верую, потому что абсурдно», ни социальная принадлежность к религиозной общине. Все это не более чем внешняя религиозность: зачастую лишь форма, лишившаяся содержания, магический культ, утративший духовное и по-настоящему культурное измерение, мехи, откуда вылили доброе вино. В поощрении и пропаганде именно этой — внешнеобрядовой — стороны религии состоит, по мнению Живой Этики, главный грех и слабость современной церкви, утратившей подлинную духовную силу и подлинное религиозное бесстрашие, а потому вынужденной защищать свою «норму веры» (как принято ныне говорить в церковных кругах) мирскими и часто, увы, насильственными средствами. Отсюда и тенденция превращения церкви в сугубо идеологический социальный институт, и ее смирение с любой, в том числе и самой непотребной, формой земной власти. За примерами далеко ходить не надо — ими полна наша недавняя российская история.
Вопреки всей этой псевдорелигиозности и псевдоцерковности, Живая Этика вскрывает и утверждает универсальные атрибуты религиозного опыта, присутствующие во всех религиозных системах, независимо от их догматического содержания:
— признание наличия духовной Иерархии в Космосе и возможности бесконечного личного совершенствования;
— понимание особой роли сердца, как органа связи с этой Иерархией и важнейшего средства религиозного понимания мира;
— уверенность в том, что подлинная вера не противоречит научному разуму и теоретическому доказательству;
— подтверждение истинности своей веры. личным праведным бытием.
Последний момент является наиважнейшим для Учения. Этика должна быть жизненной. Вера обязана быть действенной. Не принадлежность к религиозной конфессии красит человека, а человек — религиозную конфессию. Оскорбляющий же веру чужую тем самым унижает и свою собственную. Попирающий принцип свободного религиозного самоопределения и агрессивно навязывающий свои взгляды другому сознанию — сам является рабом ложных идей и предрассудков.
Учение Живой Этики закладывает, таким образом, твердый фундамент для взаимоуважительного и плодотворного диалога различных религиозных систем, а также для четкого размежевания подлинной и мнимой религиозности.
Живая Этика как метанаука
Живая этика есть метанаука, ибо ориентирует все научные исследования (особенно так называемые естественные науки) на познание в первую очередь человека как сложнейшего конденсата всех существующих энергий и взаимодействий во Вселенной. Не низшее порождает высшее, а наоборот, высшее дает импульс и направление развитию низшего, закладывает цели эволюции и определяет ее основные вехи. Посему не человека следует объяснять, исходя из известных на сегодняшний день физических и химических законов, я постигать физико-химические законы строения и эволюции Вселенной сквозь призму человека, где важнейшую
конструктивную роль играют живые акты его сознания. Мысль человека объективна и материальна. Ее можно фиксировать разнообразными техническими приборами. Она имеет цветность, вес и свой спин (вращательный момент). Ее идеальные качества (четкость, гармоничность, нравственный потенциал) имеют совершенно определенные физические параметры, доступные для экспериментального научного изучения. Лишь бы ученые памятовали о том, что акты их собственной мысли также вполне объективны и способны оказывать существенное воздействие на результаты экспериментов.
Таким образом, именно человек — в соответствии с идеями Живой Этики — должен стать центральным и интегрирующим объектом внимания всех наук, тем синтетическим фокусом понимания бытия, где сходятся воедино естественные и гуманитарные науки, древнее и современное, западное (рациональное) и восточное(интуитивное) знание. Соответственно, самой важной интегративной наукой призвана в будущем стать обновленная психология-, основанная на древнем принципе тождества макро- и микрокосмов и учитывающая достижения всех естественных и гуманитарных наук. Внутри самого человека будут найдены ключи ко всем тайнам Космоса. Заглянув в недра человеческой души, наука будущего во главе с психологией откроет пути постижения многообразных проявлений всеначальной огненной энергии мироздания, ибо каждая монада, подобно струне, вибрирует в унисон со всем универсумом. Она живет в стихии бессознательного со-зна-ния со всем мировым сущим, но в эволюционной перспективе — как утверждает Учение — призвана стать сознательным со-твор-цом Вселенной, владеющим мощью огненных энергий. Именно степенью осознания своей причастности к жизни мирового целого и ответственностью за каждую мысль, посылаемую в пространство, определяется место любой монады в единой Иерархии Космоса.
Это метанаучное понимание космической эволюции, еще вчера казавшееся фантастическим и бездоказательным для критического научного ума, с каждым годом получает все более строгое научное — эмпирическое и теоретическое — обоснование, Более того, основополагающие принципы современной постне-классической науки, начавшей складываться со второй половины XX века, в той или иной мере являются подтверждением постулатов и предсказаний Живой Этики, сделанных еще в 20 — 30-х годах прошлого века.
Антропный принцип в космологии фактически подтверждает идею Живой Этики о том, что невозможно устранить человеческую составляющую ни из бытия, ни из познания. Сам человек есть и замок, и ключ к тайнам мироздания. В какой бы предмет он ни вглядывался, казалось бы, самый что ни на есть объективный и безжизненный, — за ним всегда будет проступать живой человеческий лик, как неустранимый субъективно смысловой фон познавательной деятельности.
Но вслед за этим наука неизбежно должна будет признать, что и внутренняя жизнь духа вполне объективна и специфически материальна. Она имеет самое прямое отношение к тому, что может, а что не может познать человек. У него всегда есть и внутренние границы, и внутренние резервы понимания себя и мира. Фактически же антропный принцип, если его последовательно осмыслить сквозь призм] Живой Этики, означает прямую зависимость глубины и широты постижения бытия от нравственного состояния человеческого духа. Чем благородней и бескорыстней ученый живет и мыслит, тем более важные и существенные закономерности бытия открывается перед ним. Воистину все более актуальной становится гениальная пушкинская мысль, что гений и злодейство две вещи несовместные.
Основополагающая роль высшего по отношению к низшему, будущего по отношению к прошлому выявляется через краеугольное понятие аттрактора в современной синергетике, т.е. определяющего влияния будущих возможных состояний системы на настоящие процессы ее самоорганизации. Таким образом, в науку вновь возвращается классическое аристотелевское понятие «энтелехии» — целевой причины, без чего, как выясняется, невозможно не только рационально понять поведение и развитие живых систем (к этому биологическая наука пришла довольно давно), но и эволюцию физико-химических процессов на Земле и в Космосе. Знаменательно, что в Учении существует важное и очень емкое понятие Космического Магнита. Обращение к нему позволило бы ученым разных специальностей более панорамно осмыслить феномен целевой детерминации в процессах самоорганизации, по-новому подойти к роли идеально-информационных начал в существовании природных и социальных объектов.
Наконец, принцип глобального эволюционизма выступает естественнонаучным подтверждением идеи бесконечного эволюционного совершенствования Космоса, которую последовательно проводят все книги Учения. Другое дело, что наука должна будет по-новому взглянуть на этот глобальный эволюционный процесс.
Во-первых, он имеет не сугубо спонтанный и естественно-природный, а необходимый и идеально-промысленный в своих
существенных чертах характер. Над нашей Вселенной — ее базовыми параметрами и эволюционными закономерностями — работали Совершенные Сознания, намного превосходящие наш нынешний земной уровень. В Учении они, как известно, носят название Огненных Логосов. Мысль, дух, идеальное начало (мы здесь не будем вдаваться в тонкие различия этих категорий) не есть нечто вторичное и производное от эволюции первоначально безжизненной материи, как утверждали позитивистские разновидности материализма трех последних веков. Напротив, творчество духа определяет и направляет все эволюционные материальные преобразования. Не физический Космос предшествует мысли, а мысль предшествует рождению физического Космоса. Это вовсе не означает, что мысль и дух внеприродны (просто Природа — это не только видимый телесным оком мир), а также не исключает ни свободы воли монад, ни исключительного значения матерински-материального начала Космоса. В сущности, само грубое противопоставление духа и материи несостоятельно, ибо весь эволюционный процесс на всех его ступенях есть лишь различные формы их взаимодействия, начиная от иллюзии их оторванности друг от друга в земном плане и кончая пониманием их органического огненного взаимопроникновения на высших ступенях эволюции. Там мысль непосредственно облечена в видимую огненную первоматерию — ту самую творящую мощь, посредством которой в Космосе утверждаются и сокрушаются целые миры.
Во-вторых, науке необходимо существенно переосмыслить цели и, соответственно, критерии глобального эволюционного процесса. Он имеет четкую и ясную направленность: от менее — к более совершенным формам сознательной жизни в Космосе в зависимости от творческого и нравственного потенциала сознания. Целью эволюции является все осознающее и за все отвечающее творящее сознание, каждый огненный акт мысли которого есть одновременно и факт мирового бытия. Здесь пропадает уже всякое различие между мыслью и бытием, субъектом и объектом, индивидуальным и сверхиндивидуальным. Отсюда следует и весьма интересный практический вывод: бессмысленно искать братьев по разуму, — которые, несомненно, существуют, — по проявлениям в Космосе их технического могущества. Вовсе не техническая мощь является критерием прогресса. Это — абсолютно ложная проекция нашей собственной тупиковой техногенно-потребительской линии цивилизационного развития на эволюционные процессы во всей Вселенной. Надо не столько телескопами просвечивать небосклон в поисках признаков глобальной технической деятельности (что само по себе, конечно, невредно), сколько прежде всего обновить и просветлить свое собственное сознание, дабы братья по разуму непосредственно обнаружили свое влияние и свое присутствие. Все великое всегда рядом, и его просто нужно научиться видеть.
Нравственное и ответственно творящее сознание — вот и подлинный исток, и самый действенный фактор управления, и истинная цель мирового эволюционного процесса, по учению Живой Этики. И разве не к этому выводу медленно и мучительно движется современная научная мысль, терзаясь крайностями постмодернизма и сциентизма? И разве все современные дискуссии вокруг так называемых проблем биоэтики подводят нас не к этому единственно возможному выводу?
Думается, что ученые разных специальностей вполне могут взять ряд конкретных научных
предсказаний Живой Этики для непосредственной экспериментальной проверки. Пусть подойдут к ним сугубо критически, лишь бы непредвзято. Здесь может быть использована известная в науке процедура фальсификации, заключающаяся в попытке опровержения теоретических представлений на основании опровержения выводимых из них эмпирических следствий. Учение, как метанаука, всегда и призывало ученых именно к такому критическому к себе отношению, ибо подлинные истины всегда бесстрашны, а подлинно свободное сознание всегда открыто для диалога.
Так, для физической науки крайне актуально изучение физических обнаружений человеческой мысли, а также механизмов ее взаимодействий с растительными и животными формами. Для современной химии — выявление химического влияния лучей планет и звездных систем на земные реакции и процессы. Здесь, в частности, могут быть успешно привлечены данные астрологии. Для биологической науки исключительно важны установление научного содержания понятия «прана», а также проверка предсказаний Живой Этики об особом значении некоторых растений и продуктов жизнедеятельности животных в качестве накопителей и трансмутаторов праны. Для физиолога особый интерес может представлять учение о чакрах — нергетических центрах организма, а также связь той или иной группы крови у человека с той или иной планетой Солнечной системы и одним из четырех первоэлементов Космоса (водой, землей, воздухом и огнем), известных еще с античности. Здесь опять-таки могут быть успешно проанализированы древние астрологические и психотехнические сведения. Для медицины бесценны замечания о значении баланса психической энергии в поддержании здоровья и при лечении человека, о роли психической
энергии самого врача, а также данные об особом медико-биологическом влиянии высокогорья на здоровье человека и его эволюционное совершенствование.
Пусть психолог внимательно изучит данные об одержании и психическом яде империле, а самое главное — о роли сердца в гармоничном функционировании психики; историк всерьез задумается об эпохах процветания в человеческой истории, когда у руля государств вставали благородные вожди, прислушивавшиеся к советам Братства. Социолога могут заинтересовать принципы подлинно общинного и братского социального единения, основанные на мощи объединенного сознания и единстве жизненных целей. Для юриста будет поучительно прочитать о фундаментальных космических законах, которыми должно руководствоваться государство, если оно хочет, чтобы в нем царили мир и процветание, а также о краеугольном значении морального облика тех, кто призван отправлять правосудие и устанавливать законы. Для эколога полезно узнать о сущностных истоках экологических кризисов, которые уже не раз случались в человеческой истории; о роли различных растений, животных и минералов, а, самое главное, — живой человеческой мысли в поддержании глобальных и региональных биосферных балансов на Земле.
Этот список можно продолжать и продолжать, не рискуя исчерпать его. В сущности, представитель любой научной и технической дисциплины найдет в книгах Учения утверждения и замечания, способные подвигнуть его на новые исследования и открытия. Рискну высказать в этой связи ключевой тезис о Живой Этике как метанауке: прогресс любой науки и успех любого ученого в XXI веке будут определяться тем, насколько они способны прислушаться к предупреждениям и научным предсказаниям Живой Этики. Эти предсказания и предупреждения всегда кратки, носят стратегический характер и всегда оставляют место для свободного творческого поиска. Учение никогда и ничего не дает в окончательном и завершенном виде, но оно никогда и никого не направляет по ложному пути.
В науке, как и во всех остальных сферах жизни. Живая Этика лишь открывает человеку горние вершины, дотоле бывшие скрытыми от него. Но до этих вершин каждый должен дойти самостоятельно. И каждый сам изберет себе тропу восхождения.
Живая Этика как метафилософия
Живая Этика есть метафилософия, ибо утверждает органическое диалектическое единство духовных и материальных, информационных и энергетических, структурообразующих и энтропийных процессов в едином эволюционирующем организме Вселенной. Она по-настоящему синтетична, преодолевая как сциентистские (типа структурализма и позитивизма), так и антисциентистские (типа экзистенциализма и постмодернизма) тупики современной философской мысли, вбирая в себя позитивные моменты и светских, и религиозных, и материалистических, и идеалистических, и тяготеющих к науке, и смыкающихся с искусством философских систем.
Учение апеллирует и к логическому разуму, и к философской интуиции, и к непосредственному жизненному опыту, и к эмоциональному переживанию. Оно не противопоставляет мудрость прошлого современным интеллектуальным построениям, данные науки — философскому умозрению, неизбежные субъективные предрассудки и установки мыслителя — твердому и ясному теоретическому доказательству.
Живая Этика настаивает на том, что возможно и необходимо покрыть любое узкое отрицание и
однобокое суждение — синтетическим всеобъемлющим утверждением; интеллигентскую нервную гордыню и предвзятость — спокойным смирением и широтой видения. Учение учит постигать содержательное единство противоположностей там, где абстрактный философский рассудок норовит увидеть сплошные формально-логические противоречия. «...Познавание должно быть свободно от предрассудков, — сказано в книге "Надземное". — ...Можно убедиться, что даже в древности умы исключительные не боялись помыслить о живом пространстве. Иногда они населяли его своеобразно под давлением толпы, но все же полет их мысли был широк. Мы познавали и материально, и идеально, чтобы прийти к заключению, что оба образа мышления в своем высшем выражении приходят к единству. Не нужно подозревать, что Мы хотим навязать свое убеждение, Мы лишь желаем снять цепи, затрудняющие шаг человечества».
Живая Этика — это синархия мировой мудрости, говоря языком П.А. Флоренского, собирающая в единый гармоничный букет все глубокие и прекрасные цветы мыслей, щедро рассыпанные по дорогам столетий. Не случайно Учение принимают и чтут носители вроде бы совершенно разных философских школ и культурных традиций — буддисты и атеисты, христиане и марксисты, европейцы и азиаты. Живую Этику принимают в качестве мировоззрения люди самых разных профессий и возрастов. Ее идеи и краеугольные понятия зачастую выступают важнейшим средством межчеловеческого взаимопонимания.
Живая Этика может по праву называться метафилософией еще и потому, что вновь, с высоты исторического опыта, накопленного цивилизацией, возвращает человека к древней и
вечной антропологической истине, что он, человек, не сугубо земное, телесное и смертное — конечное — существо, а бесконечный и бессмертный творческий дух, призванный творить и дерзать в бескрайних пространствах Космоса. Он может и должен познать все в окружающем мире. Он призван испытать все переживания и промыслить все фундаментальные ходы мысли, кроме одной мысли и кроме одного переживания, не совместимых со званием человека-творца: чувства успокоенности и мысли о вечном блаженстве.
Никогда и нигде не будет монаде покоя, а будет вечное преодоление, вечное восхождение и вечное космическое творчество. Иначе — неизбежные разложение и смерть. Разве этот простой и суровый вывод, предъявляющий высочайшие требования к личности и, одновременно, устремляющий ее по пути свободного и ответственного самосозидания, не возвращает нас к исконному пониманию философии как любви к мудрости? И как это контрастирует со страстью к безответственному суемудрию, иструхлявившему современную философскую мысль!
Живая Этика, как любовь к мудрости и как мудрая любовь ко всему сущему, как Весть самой Софии — Премудрости Божией, — не дает никаких окончательных мировоззренческих и методологических формул. Это противоречило бы и подлинному философствованию, и Истине с большой буквы. Учение лишь расставляет метафизические вехи и вдохновляет на самостоятельный философский поиск, деликатно подсказывая, но никого не ведя за руку.
Живая Этика есть подлинная метафилософия, ибо является лучшей школой систематического и синтетического, свободного и ответственного,
ясного и благородного философского мышления.
В целом же исследование метафизических начал бытия не занимает центрального места в учении Живой Этики. Эти начала гораздо обстоятельнее анализируются в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской и еще ждут своего нового прочтения, адекватного условиям нынешнего века. Важнейшим же достоинством Живой Этики служит то, что она есть прежде всего метапсихологическое учение о повседневном личном совершенствовании человека. Не познание — условие нравственного и духовного совершенствования, а наоборот, личное самосозидание — через избавление от дурных черт характера и обретение положительных психологических качеств — есть важнейшее условие приобщения к фундаментальным законам и истокам мирового бытия. Соответственно, смысловые глубины и творческие вехи, расставленные Учением, будут раскрываться лишь постепенно, по мере духовного восхождения и человека, и всего человечества в целом, ибо постепенно формируется интегральная познавательная (а точнее — метапознавательная) способность сознания — сердечное чувствознание.
Не будет упрощением сказать, что раскрытие метапознавательного потенциала Живой Этики в XXI веке напрямую будет связано с открытием и утверждением особой роли сердца в существовании человека и общества. Или нынешний век будет веком сердца, или человеческая история навсегда завершится, — таково, как мне представляется, ключевое предсказание-предупреждение Живой Этики как синтетического метазнания.