В поисках Духовного образования  

УДК 159.923.32

В.А. Макаров
НОУ «Частная гимназия Лебедченко»
ОО «Волгоградское Рериховское общество»
г. Волгоград

«Религия и наука не должны расходиться в своей сущности».
Учение Живой Этики  

Сложности введения духовного образования
В настоящее время понимание необходимости введения в образование духовного воспитания ни у кого не вызывает сомнения. Почти сразу встает вопрос: «На каких основах, в каких формах воплощать эту идею?» В нашей стране, охватывающей огромную территорию, имеющую многочисленные религиозные ареалы, введение в школьное и высшее образование любой религии может привести к разжиганию межрелигиозной вражды. Поэтому мы считаем, очень важным предложить такой вариант духовного образования (Духовное образование – педагогические технологии содержащие основы духовного и нравственного воспитания ), который максимально отвечал бы всем основным положениям мировой духовной культуры.
№1




наука


религия мифо-
логия

К.Г. Юнг в свое время указывал на то, что религия будет всегда, но представления о ней должны меняться с позиций современных условий. Иначе для людей она будет сводом полезных, но непонятных древних знаний. ( Юнг К.Г. 1997г.) Хорошо понимая современное положение вещей, многие священнослужители считают лучше уйти со сцены мировой истории, но не изменить свою форму представлений. В итоге индивид разрывается между верой и знанием, не находя «золотой середины».
Для решения данной проблемы необходимо сделать экскурс в историю и рассмотреть различные формы мировоззрений и их развитие.
Мифология была первой формой мировоззрения. На смену ей пришла религия. Мы находимся в конце третьего периода, когда вслед за наукой должна возникнуть следующая форма. Если движение эволюции происходит по спирали, то замыкание витка должно породить новый качественный уровень. (рис № 1) Непосредственная интеграция науки и мифологии (Зорина Е.В. 2001г) должна привести к возникновению системной триады (Баранцев Р.Г. 2001г.) Проводя интеграцию науки и мифологии, мы осуществляем поступательное движение и встречаем меньше противодействий со стороны религии. С позиции аналитической психологии такой подход адекватен тем, что слои коллективного бессознательного оперируют универсалиями мифологической природы. Поэтому термин научно-мифологическое мировоззрение (НММ) или синтетическое мировоззрение (СМ) является более бесконфликтной и, следовательно, адекватной формой.
На наш взгляд психология может претендовать на роль интегратора в создании нового мировоззрения (Ананьев Б.Г. 1997г.), объединившись с культурологией, натурфилософией (Родионов Б.У. 2001г.) и другими междисциплинарными науками.
Необходимо перевести духовные практики и религиозные воззрения в категории психических и энергетических процессов. И на основе мифологических корней начать создавать синтетическое, НММ. Осуществлением этой идеи мы могли бы приблизиться к решению глобальной задачи интеграции Востока и Запада как представителей духовного и научного знания.

Основные элементы Восток Запад
Отношение к Эго (Я) избавляется от Эго укрепляет Эго
Ориентация в социуме коллективная личностная
Способы познания интуитивные логические
Картина мира мифологическая, целостная научная, фрагментарная
Задача духовное развитие интеллектуальное развитие
Основная цель индивидуация адаптация
Упор в образовании вертикальный контур горизонтальный контур

Проблемы интеграции

Введение в образование духовных знаний подразумевает проведение междисциплинарных связей между предметами. Создание горизонтальных связей посредством проведения параллелей привело бы к интеграции дисциплин, созданию фрактальности образования и вы­работки целостного мировоззрения.
Стремление к целостному мировоззрению, всеединству (Единому) - основная цель всех религий. Исходя из принципа деятельности человека как проекции его сознания - осознание целостной картины мира есть результат интеграции сознания. С позиций аналитической психологии интеграция сознания (ИС) возможна при условии объединения сознания с бессознательным. К.Г. Юнг подчеркивал, что освоение бессознательного невозможно без опоры на высшее начало человека его монады или высшего Ego (Самости). Шри Ауробиндо Гхош также указывает, что эволюция человечества происходит за счет интеграции сверхсознательного с бессознательным. Подобные процессы можно назвать вертикальным контуром интеграции сознания, они относится к сферам влияния духовных практик.
Методики современного образования развивают интеллектуальную сферу, которая является горизонтальным контуром интеграции. В современном историческом периоде необходима тотальная интеграция сознания (ТИС), объединяющая два контура интеграции.
Самым главным препятствием в этой задаче являются разные механизмы освоения интеллектуальных знаний и бессознательных областей. При ТИС необходимо примирение этих разнонаправленных процессов: адаптации и индивидуации.
В процесс ИС на Западе и Востоке вкладывают разные значения. Например, Шри Ауробиндо Гхош (Пурани А.Б. 1994г.) в своих трудах возводит его почти на недосягаемую высоту для европейца, утверждая уход от всех «Эго». По мнению К.Г. Юнга европейское сознание не может существовать без «Эго». ( Юнг К.Г. 1994г.) Поэтому можно предложить считать юнгианский подход начальным этапом в паре единства противоположностей Запада и Востока. Воспользуемся юнгианской концепцией ИС. Интеграция противоположных пар: чувство-мышление, интуиция-ощущение в единое целое, выражаемое в мандале, представляет собой одну из основных задач про­цесса индивидуации. (Юнг К.Г. 1997г.) Этот процесс, по мнению К.Г.Юнга, осуществляется на основе трансцендентной функции. Сам процесс осмысления бессознательного материала происходит на основе проведения параллелей, этот метод можно применять и для горизонтального контура интеграции.
Используя опыт аналитической психологии, мы предлагаем модель-схему (рис.№ 2) процесса ИС. Схема состоит из четверичности основных психических функций, которые интегрируются посредством спирального движения вокруг Самости или монады. Восприятие, эйдическое мышление, синтез являются основными механизмами этого процесса, который раскладывается на элементарный дуальный процесс: 1) выявление элементов бессознательного, 2) интеграция элементов бессознательного.



Мы предлагаем осуществлять метод проведения параллелей на научно-мифологических основах. Примером могут послужить такие работы как «Психология и алхимия», «Дао физики».( Фритьоф Капра. 1994г.) При создании НММ необходимо опираться на источники сверхнаучного знания (Гиндилис Л.М.1999г.) так как поворотные исторические процессы человеческой культуры были инициированы именно такими космопланитарными влияниями. На наш взгляд Учение Живой Этики наиболее всего подходит для реализации данной задачи, так как интегрирует в себе все известные формы мировоззрений. ( Шапошникова Л.В. 1999г.)
Рассмотрим некоторые параллели между Живой Этикой и аналитической психологией.
I. Аналитическая психология: 1. Психологическая трансцендентная функция есть результат объединения сознательных и бессознательных содержаний. 2. По своей сути трансцендентная функция базируется на двух главных механизмах: активном воображении и восприятии. 3..Аналитическая психология занимается изучение универсалии мифологии
II. Живая Этика: 1. «..Человеческое сознание можно устремить к управлению неуправимыми и бессознательными мыслями.… И беспредельна явленная ступень, идущая от бессознательного восприятия к сознательному устремлению принятия тех начал, которыми дышит Космос». 2. «Мир формы неограничен, и развитое восприятие и воображение могут прибавить к существующему бытию многообразные проявления». 3... увенчает мысль легенда. В легенде сложится смысл созидательной энергии... Духовное устремление ... запечатлевает образ истинного значения, и оболочка символа означает мировой знак, как мировой язык, который неминуем в эволюции.(Учение Живой Этики 1993г.)

В процессе ИС (индивидуации) возникают эффекты: сверхчувственного восприятия, синхронистичности, наполнения архетипами-символами изобразительного творчества, танцев и сновидений. В аналитической психологии они являются маркерами процесса индивидуации.

Процесс интеграции сознания в рамках школьного образования.



Укажем на найденные алгоритмические параллели мандал-рисунков школьников и педагогов из шк. ак. М.П. Щетинина (рис. П) (Макаров В.А. 2001г.) и мандал миссис Х описанных Юнгом.(Юнг К.Г.1998г.) Тот факт, что мандалы-рисунки учеников вписаны в архитектурное строение школы, указывает на голографичность учебного процесса. Отличительной чертой данной школы является коллективный (общинный) характер психических процессов, что характерно славянскому менталитету. Объединенные психические усилия всех участников педагогического процесса создают единое энергоинформационное поле, благодаря которому обеспечивается выход на новый вид отношений не только в системе ученик-учитель, но и по отношению к некоторым слоям Ноосферы. (Вернадский В. 1993г.) Наглядным выражением энергоинформационных отношений в школе может послужить пример муравейника, над которым образуется коллективное сознание, которое осуществляет координирующую функцию и является посредником между отдельными представителями и планетарной информационной системой. (Плыкин В.Д 1997г.)

Методика проведения параллелей в школьном образовании.
Педагогические технология ак. Щетинина предоставляют обширный материал и средства его использования для проведения, филологических, культурологических параллелей с различными дисциплинами наук. Другими словами подача материала организованна таким образом, что позволяет каждому преподавателю на принципах натурфилософии провести параллели своего предмета с любым другим. В таком случае стираются границы между предметами, и возникает подлинная возможность междисциплинарного образования. Методику проведения параллелей можно рассматривать на двух уровнях. Первый уровень носит безличный характер, когда проводятся параллели между современными научными дисциплинами на основе древних метафизических понятий. В итоге начинает формироваться Интегративная картина мира.(ИКМ) Метафизические понятия выступают в роли ткани-основы на которых наклеиваются научные дисциплины как «осколки разбитого зеркала».
Проведение параллелей второго уровня носят индивидуальный характер и заключаются во «вписывании» «Я» ребенка в ИКМ. Этот метод близок к юнгианскому понятию амплификации. Суть этого метода в расширении индивидуальных содержаний посредством проведения (обычно филологических) параллелей до трансцендентных величин. Этот метод позволяет наводить связи между содержаниями микрокосма и макрокосма. В результате рождается новая личность, в которой живет ощущение единства с космосом, ответственность не только за себя, но и за весь Мир.
Соединение этих двух уровней приводит к ТИС. По сути можно говорить о новом СМ. Главное, что в таком сознании сочетается научное высокодифференцированное отражение мира с ощущением глубинной сопричастности. По отдельности как научная, так и мифологическая форма мышления не обладает таким синтезом.
Рис.



Под синтезом мы понимаем интеграцию совокупности дискретных логических знаний и бессознательных содержаний психики в Единую картину мира посредством связывания их с архетипом Самости (мандалы). (рис. №3) Елена Ивановна Рерих в своих философских трудах указывала, что синтез это соединение высшего и низшего.(Рерих Е.И. 1992г.) Низшее и высшее можно интерпретировать как дискретное (логический уровень) и холистическое. Синтез осуществляется за счет «расширения» дискретных понятий до их противоположности. Аналогичные психотехники мы находим у Сократа (маевтика) в буддизме и многих йогических практиках. На психофизическом уровне это «перевод левополушарных представлений в правополушарные», это обеспечивает гармонию вербально-аналитической и целостно-духовной функции. ( Эберт Дитрих 1993г.)
Метод амплификации является главным механизмом, в котором проведение более «высоких параллелей» (метафизических) переводит исходное содержание в форму архетипических представлений.
СМ можно образно сравнить с мозаичным. Мозаика это целостный образ, состоящий из множества элементов. Когда мы переживаем, ощущение целостности, то видим глубинные взаимосвязи, но теряем четкость представления: границы, характеристики и свойства перестают существовать. Когда мы находимся в дискурсивном уме - обладаем четким видением предметов и понятий, но теряемся в мире противоречий и раздробленности. Синтезом этих двух крайностей выступает мозаичное мышление, о котором писал Н.К. Рерих. ( Н.К. Рерих 1990г.)
Второй очень важный момент с позиций Живой Этики, относящийся к понятию синтеза указывает на невозможности овладеть СМ без освоения психической энергии (ПЭ). «Не существует природного синтеза без тщательного воспитания психической энергии. » (Учение Живой Этики 1993г.) Это еще раз подчеркивает на то, что синтез относится к освоению области бессознательного, которое содержит в себе энергии большой мощности сравнимые с силой атомной энергии, о чем указывают многие духовные практики. В данном случае стоит обратить внимание на работы Б.У. Родионова и М.М. Кононенко (Родионов Б.У. 2003г., Кононенко М.М. 2003г.) в которых рассматривается новое понятие «нитевидной материи» связывающей все мироздание. Работы физиков создают объективную базу СМ - психофизического понимания ре­альности, в которой психическое изначально высту­пает как фактор, управля­ющий физическими параметрами реальности. (Солодилов А. 1991г.)
В некоторых психотехниках ЖЭ указывается на ощущении энергетической нити. Все это указывает на тесную связь энергии микрокосма и макрокосма, подчеркивая тем самым психофизическое воздействие синтетического мышления на окружающий мир. Наша модель синтетического сознания рис. № 3 адекватна этим представлениям. Нити связей ПЭ указаны пунктирными линиями а, б, д.


Психолого-мифологическое описание рисунков-мандал

Рисунки (Ю.1 и Щ.1) указывают на процесс озарения, который поражает как молния, в первом случае (рис. Ю.1) эту функцию выполняет змея, которая в древности считалась богом откровения и древом познания добра и зла, в древ 1




ней алхимии это фигура Меркурия. Так как змея является пневматическим символ Mercurius spiritualis в рис. Щ.1, мы видим изображение духовных сил, оплодотворяющих сферу. Эти силы имеют тройственную природу. Рисунки отражают переход на новую ступень сознания, в которой все личные события начинают подчиняться универсальным всеобщим законам развития духа. Это наиболее трудный духовный шаг «отпускания» своего Эго, символизирующий начало духовной жизни. С точки зрения психологии произошло



осознание своего эгоизма признание теневых качеств личности. Но в то же время озарение приводит к пониманию своих инстинктов как «всеобщей силы» природы позволяя подняться над ними, и избавится от их чрезмерного доминирования. С этого момента сексуальные комплексы наЩ 2



чинают терять свою силу. Сам факт, единства биологического и духовного зарождения, выраженного в едином образе, указывает на то, что бессознательное рассматривает дух и материю как актуально идентичные образы. Это очень важный шаг нового мировосприятия, который разрежает противоречия между физической жизнью и высшими идеалами.






В отличие от идеи «биологического дробления» (рис. Ю.2), школьная тематика отображает взаимоотношение мужского и женского начала (рис. Щ.2). В алхимии соответствует алхимической свадьбе (рис. А.) соединению души и тела. С позиций психологии этот рисунок может означать более гармоничные взаимоотношения неочищенного мужского и женского начала. В более высоком понимании – достижение самодостаточности путем интеграции в себе мужских и женских качеств.




В следующем рисунке мы видим взаимопроникновения природы и духа (рис. Щ. 3) это процесс: снисхождения-восхождения. Он может также Х 1



символизировать и Мировое дерево или Ось мира, Мировую спираль. В алхимии взлетающий орел символизировал дух, поднимающийся из prima materia.(рис.А.1) Мотив спускающейся птицы, обозначающий снисхождение святого духа (рис. Х.1), мы находим на древнехристианских мозаиках символизирующих крещение.( Свеницкая И. 1996г) Восходящие процессы обозначают две пары спиралей, заканчивающихся на плечах орла. Аналогию мы можем также найти в других работах К.Г. Юнга (рис. Ю.5), а также в Ю 5



древнерусском головном уборе. (рис. С.1) В алхимии это процесс «осаждения испарений», работа вселенской модели или творение мира. В центре рисунка мы видим – «основание мира» сублимационную точку соединения природы и духа, земного и небесного. Это мотив Алатырь камня, Чинтамани или (lapis philosophorum) философского камня, соединяющего любые вещи.( Юнг К.Г. 1997) Данный рисунок вскрывает энергоинформационные механизмы (СЧВ) школьных технологий. Орел символизирует одухотворенное устремление и обращение к высшему источнику знания – Ноосфере. Спускающая птица – ответ. С психологической стороны это может быть диалог сознания со сверхсознательным и подсознательным. В школе помимо ускоренного обучения данный процесс наводит вертикальные связи, которые укрепляют, и обогащают сознание.



Следующий рисунок (рис.Щ.4) демонстрирует мистическое соединение противоположностей - один из главных и опасных процессов алхимии. В алхимической работе это делание выражается в соединение воды и огня.(А.3) Умение соединять противоположности, т.е. вмещать их требует от человека невероятных моральных усилий. С позиций аналитической психологии этот факт объясняется тем, что данный процесс интеграции сознательного и бессознательного вызывает невероятное напряжение и может быть реализован за счет вращения, А 3



вокруг Самости. На сознательном плане это умение решать парадоксы, требующие спирального мышления отличного от логических построений.




Рисунки, изображающие огненную сферу (рис.Щ.5 и Ю.3), олицетворяют интеграционные процессы, огненное крещение и очищение сознания от всей скверны. В алхимическом трактате «Gloria mundi» говорится: ... огонь сей очищает, подобно чистилищу в [областях] ада»… Огненная сфера разделена крестом на 4 части. Согласно Блезу де Вижнеру, у огня… четыре аспекта: интеллигибельный, небесный, стихийный, адский. Филалет «адский огонь» связывает со сталью, которая притягивается «нашим магнитом». Магнит имеет скрытый центр, с аркхетическим влечением поворачивающийся в направлении полюса… центральный Полюс помечен знаком Всемогущего... Упоминание огня, магнита, центрального Полюса (фокуса) мы можем найти в книгах Живой Этики. Стоит отметить, что понятие центрального полюса магнита нашло свое подтверждение в современной физике и может быть перенесено на идеи Евразийства (Орлова И.Б. 1998г.)



Появления символов Самости во снах и рисунках указывает на сильные влияния со стороны коллективного бессознательного. Сны могут приобретать пророческий характер, возникают нуменотивные переживания в виде откровений. Индивида начинают волновать судьбы страны и всего человечества. В мышление начинают доминировать нравственные категории.



Конечной целью духовных практик является достижение Высшего уровня сознания посредством его интеграции с Самостью. Высший уровень сознания на Востоке символизирует Божественный Лотос или Золотой Цветок на Западе– Роза. Рисунки (Щ.6 и Ю.4) соответствуют этим значениям. В центре подобных мандал часто располагается фигура или символ божественных сил – Дао, Сверхсознательное и т.д. Школьный лотос представляет собой внутреннею часть потолка центрального здания школы, и указывает на интуитивное познание, раскрывая главную цель образовательного процесса – достижение Всеединства.
Неврозы нашего времени это ощущение раздробленности, когда мы отождествляем себя с «осколком» узкой специальности или научной дисциплины. Мы - это врачи, педагоги, шахтеры, родители и т.д., не имеющие места в беспредельном космосе. Современной взгляд психотерапии на лечение неврозов – «это движение от раздробленных слоев сознания к архаичным здоровым пластам нашей психики, которые организованны как система координат (холистически) человеческого бытия». ( Свирепо О.А., Туманова О.С. , 2004г) Поэтому интеграция научного мировоззрения на принципах мифологического мышления является профилактическим психотерапевтическим средством. Возможно СМ – является единственной адекватной мерой по решению глобальных общечеловеческих проблем.
Выдающейся заслугой российской педагогики является разработанная педагогическая технология, соединяющая два контура интеграции сознания. М.П. Щетинину удалось вписать метод проведения параллелей в образовательный процесс. Дальнейшее развитие исходных педагогических технологий может послужить прообразом создания духовного образования, способного вывести педагогику на новый уровень планетарного мышления.


Главная страница
Педагогический отдел. Макаров В.А.

Хостинг от uCoz