Психолого-педагогические проблемы семьи в современном российском социуме стр. 7
В.А. Макаров
00 г. волгограда «волгоградское рериховское общество»
В настоящий период происходят грандиозные преобразования в политической и духовной жизни всего человеческого сообщества и в нашей стране в частности. Когда рухнули бастионы двух противоборствующих систем, обесценив старые установки и идеологии, Россия переживает период безысходности. В этой депрессивной ситуации развивается молодое поколение, впитывая в себя всю негативную атмосферу настоящего периода.
Без новой идеологии, нового смыла жизни, наше общество не сможет решить главной проблемы - сохранение психического и физического здоровья нации, представителем которого является наша молодежь.
В данном случае необходима глобальная идея, исторический или трансцендентно-культурный процесс способный стать ведущей силой для будущих поколений всего человечества. В сложившейся ситуации идеи русских космистов могут послужить для нас ведущим ориентиром по решению данной проблемы. Отличительная черта всех космистов -стремление к интеграции всех сторон человеческой мысли, соединение идеалов высшей жизни с реалиями современности, утверждение беспредельного развития духовного мира человечества как космического явления. Это те императивы, без которых бледнеют и превращаются в ни что любые политические и экономические системы. Тем более, что прогнозы развития мировой экономики, экологии, медицины подтверждают наши мнения о том, что вся наша планета уже проходит новый этап преобразования который будет характеризоваться разрушением старых и возникновению новых форм социальной жизни и человека. (В. Вернадский, Н.К.Рерих, К.Э.Цилковский, Фролов и т.д.) Глубоко изучив историю человечества, Н.К. Рерих выделил диалектические полюса всех исторических процессов, соединение которых является решением всех проблем человечества и одновременно смыслом -жизни. Синтез менталитета Востока и Запада, а в нашем случае интеграция внутреннего и внешнего опыта жизни, являются ключом от бесчисленных проблем. В данном контексте приобретают особую ценность работы К.Г.Юнга. Его исследования по проведению параллелей между психологией, алхимией, физикой и йогой заложили наручный фундамент для такого синтеза. Подтверждается мнение Б.Г. Ананьева «В наши дни осуществляется историческая миссия психологии как интегратора всех сфер человекознания и основного средства построения его общей теории». Процесс интеграции научных дисциплин на основе духовных знаний получил в науке название новой научной парадигмы. (Фритьоф Капра, Л.В. Лесков, С.А. Брусиловский) Коренное отличие новой научной парадигмы — использование сверхнаучного знания, (СНЗ) (Л.М. Гиндилис) и овладение исследователем «трансцендентной функции»(Юнг) или «синтетическим мышлением» (Живая Этика). Другими словами интеграция сверхсознательного с бессознательным является ключевым моментом новой научной парадигмы и возможно характерной чертой будущего тысячелетия. Обращаясь к наследию великого русского космиста Н.К. Рериха, мы можем схематично изобразить этот процесс в виде четверичности - двух перекрещенных осей, из которых вертикальная ось является: сверхсознательное - бессознательное, а горизонтальная: наука - искусство. Вертикальная ось эта та сфера, которой занимается психология. В силу этих обстоятельств психология, вооружившись источниками СНЗ должна сыграть важную роль в решении всех человеческих проблем. Л.В. Гиндилис относит к источникам СНЗ книги: «Письма Махатм», «Тайную Доктрину» и «Учение Живой Этики». На наш взгляд этот список можно расширить трудами Шри Ауробиндо.
Стихийный процесс интеграции Восточного и Западного менталитета в нашей стране происходит уже не одно десятилетие. Как всегда официальная наука не поспевает за велением времени. В итоге он осуществляется в различных общественных организациях, которые на свой страх и риск проводят эти исследования. Единственным исключением можно считать школу ак. М.П.Щетинина, в которой накоплен уникальный опыт для всего человечества. Одним из критериев процесса психической интеграции являются результаты творчества школьников насыщенные архетипическими образами. Нами удалось зафиксировать серию коллективных настенных рисунков аналогичных процессу индивидуации описанным К.Г.Юнгом в книге «Исследование процесса индивидуации».
С 1993 г. нашей исследовательской группой проводятся исследования: «Проблемы индивидуации и адаптации молодежи в современных условиях». Основой наших исследований послужили работы: К.Г.Юнга, семьи Рерихов, последователей «Интегральной Йоги» Шри Ауробиндо.
Результаты наших неоконченных исследований подтвердили актуальность идей русских космистов. Получены подтверждение в результативности подходов новой научной парадигмы.