19.03.05.
Е. Маточкин
кандидат искусствоведения
(Новосибирск)
Перепечатывается из сборника "Наука и новое мышление XXI века" (материалы юбилейной общественно-научной конференции Тольяттинского отделения МЦР, Тольятти, 2003).
"Везде" - так назвал свою статью, посвященную знаку Знамени Мира, Николай Рерих. Действительно, знак этот, предложенный им для охранительного Знамени, необычайно широко распространен в искусстве разных времен и народов. Находя его на различных изображениях, Н. Рерих записывал свои наблюдения и считал, что "для многих будет полезно запомнить" [53, т. 1, с. 150]. Первый список был небольшой: "Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца... утвержденная к печатанию митрополитом Антонием. Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печерской Лавры шестидесятого года - служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудотворцу. Из Испании посылается снимок с изображением Святого Доминго из "Силоса" (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440)" [53, т. 1, с. 150].
Увиденное в Пекине пробудило еще целый ряд образов. "В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру... На горных перевалах нерушимо остается тот же знак. Для выражения быстроты, поспешности, нужности знак несет Конь Белый. А видали ли вы в подземельях в Римских катакомбах тот же знак?" [53, т. 1, с. 202].
В 1935 году, во время монгольской экспедиции, Рерих опять встречает знакомое изображение. "Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть, и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях - везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить - одинаково нужны" [53, т. 1, с. 540].
"Разглядеть" и выявить во всей полноте пространственно-временное бытование знака - задача достаточно сложная. Так же непросто "запомнить" и объединить все разнородные памятники искусства со знаком Знамени Мира какими-то семантическими взаимосвязями. Соответствующие исследования пока еще очень малочисленны [28; 35]. Несомненно, ученым предстоит здесь немалая работа. В какой-то мере картины самого Николая Константиновича могут служить при этом путеводной звездой.
К произведениям со знаком Знамени Мира Рерих относил не только те, где знак изображен в своем полном завершении, но и те, на которых знак нарисован без окаймляющей окружности, и даже те, на которых три окружности разнесены достаточно далеко, как на иконах Святого Николая или Сергия Радонежского. Кроме того, в древнерусском искусстве встречается и слитное изображение кругов в виде трилистника, родословная которого также глубока.
Знак Знамени Мира появляется еще в эпоху камня. В Хакасии, в поселении Малая Сыя, датировка радиокарбонатом которого составляет 34-32 тысячи лет, В. Ларичев обнаружил небольшую каменную пластину [36, рис. 23, 24]. На ней аккуратно просверлено три круглых отверстия, образующих треугольную композицию. Как считает ученый, в начальный период верхнего палеолита производились достаточно точные астрономические наблюдения, и данная пластина могла использоваться для этих целей в качестве измерителя - визира [36, с. 78]. Обращает на себя внимание применение золотого сечения при изготовлении этого уникального произведения.
На донце глиняного неолитического сосуда из Триполья три круга в центре разделяют убывающий и возрастающий серп луны [24, рис. 23]. Различные фазы ночного светила, перемежающиеся рядом черточек, по-видимому, говорят о счете по лунному календарю. Узор же на внешней кайме из тридцати лепестков свидетельствует о солнечном месяце.
С календарными представлениями связана серия более поздних произведений, в основе которых лежит знак Знамени Мира. Протоиндийское "колесо времени" представляло собой окружность с шестью спицами, вероятно, по числу сезонов.
Другим обозначением года был сердцеобразный символ. На датированной III тысячелетием до н. э. печати изображен тур - единорог, знаменующий собой год, на плече которого начертан лепесток лотоса с тремя колесами [1, с. 88]. Известен также амулет сердцеобразной формы с тремя концентрическими кругами, передающими календарную информацию [1, с. 89].
Бляшка IV века до н. э. из Анапы состоит из трех больших и 31 малой полусферы [61, 4-я сторона обложки]. Последние распределены кольцами в количестве 12, 13, 13. Хронологический алгоритм был, надо полагать, достаточно универсальным. Левое кольцо позволяло фиксировать по месяцам земной год.
В подобной же бляшке из бронзы трансильванской группы скифо-сарматского времени три больших круга окружены двенадцатью маленькими [7, с 334, табл. 29, №31]. В сумме они составляют пятнадцать - половину месяца. Однако здесь каждый большой круг рассечен двумя дугами, вследствие чего появляется возможность прибавлять и отнимать не только целые, но и полуцелые числа. Так можно получить числа 31 и 29, 5 - значения лунного синодического месяца.
Бляшки словен новгородских первой половины первого тысячелетия н. э. состоят только из трех полусфер, но зато каждая из них окружена манжеткой с насечками. Иногда четыре такие бляшки объединяются в одну сложную композицию с центральным отверстием [4, с. 87, табл. 21, №19, №26].
Замечательные украшения словен новгородских, лунницы, выполнены в виде серпа луны с тремя кругами в центре, каждый из которых состоит из трех маленьких полусфер [4, с. 281, табл. 68, №14]. Лунницу из Старо-сиверского монастыря окаймляют тридцать маленьких полусфер; орнамент же из мелких точек, видимо, также содержит числовую информацию [4, с. 227, табл. 53, №16].
Удивительно, что среди некоторых венгерских находок Восточной Европы средневекового времени встретилась сердцеобразная фигура, которая почти точно повторяет протоиндийский символ года [8, с. 352, табл. 103, №5]. Такой же формы бляхи тюхтятскои культуры IX-X веков найдены в Хакасии [31, с. 98, табл. 21, №13].
В наскальном искусстве знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршанхаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время [44, с. 32, рис. 7]. Круг с тремя точками, как считает Э. Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы [44, с. ЗЗ]. Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени [46, с. 218, рис. 84] и петроглифов Ангары эпохи бронзы [17, с. 213, рис. 1]. А. Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэшб в Монголии, охарактеризовал его как "три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на Символ Пакта Рериха" [47, с. 28, табл. 58, №7; с. 253, табл. 153, №25]. Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н. Рерих "Святые камни. Монголия" (1935-1936) и "Монголия. Всадники" (1935-1936). "Чингиз-хан (Всадник. Монголия)" имеет на груди такие же три круга.
Нормальные и перевернутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Рериха "Заклятие земное" (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками-личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США) [48, с. 152, табл. 13, №4]. Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур-Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит из камня человек с посохом в странной полусогнутой позе, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с обширной группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики [18, с. 180, 233].
Огромная трехчашечная личина видна у Н. Рериха среди облаков в эскизе декорации "Великая жертва" (1910) к балету Стравинского "Весна священная", а также в полотне "Путь великанов" (1910).
Для интерпретации трех соединенных кругов в петроглифах Сакачи-Аляна и горы Тэшб А. Окладников привлекает бытующие в Азии легенды, где говорится о трех солнцах. Два из них убивает космический стрелок, одно остается [46, с. 163; 47, с. 86]. Символом полуденного солнца или небесным оком обозначал И. Савенков так называемый "третий глаз" на окуневских стелах эпохи бронзы [13, с. 58]. Там он вместе с двумя обычными глазами образует композицию, подобную знаку Знамени Мира [13, рис. 11, 22, 27, 71].
К солнечной символике ведут и праславянские фибулы, и браслеты VII века до н. э. На бронзовом браслете из радолинского клада представлено три солнечных диска, два из которых сопровождаются лебедиными шеями [55, с. 34]. Три солнца, считает Б. Рыбаков, выражают идею движения светила по небосклону: восходящее солнце - утро, в зените - полдень, заходящее - вечер русских сказок.
Само же сочетание солнечной темы с темой лебедей встречается в искусстве и мифологии достаточно широко [55, с. 343]. Как Знамя Мира с лучами выглядит солнце на шаманских бубнах алтайцев конца XIX- начала XX века [21, с. 644, рис. 8в].
Обнаруженные нами на Алтае три выбитые по кольцу окружности из грота Куйлю, относящиеся к концу эпохи камня, возможно, представляют собой символическое изображение души [40, с. 48]. Самые последние изображения Знамени Мира появились на Алтае в 1975 году. Тогда в марте группа Е. Великанова, спускаясь с вновь открытого перевала Рериха (второе название - перевал 30-летия Победы) в сторону Кучерлинского озера, оставила для будущих восходителей этот знак на скале в качестве ориентира. В том же году, в июле, группа под моим руководством совершила первое восхождение на пик Рериха с запада. На вершине пика трое участников нарисовали красной краской три знака Знамени Мира. В этот момент мы увидели грандиозное зрелище - лавину с Белухи.
В декоративно-прикладном искусстве знак Знамени Мира в неолитическое время фигурирует как композиционный принцип на эламской керамике [38, с. 49, рис. 31] и как узорный мотив на венчике мачанского сосуда культуры Яншао [29, с. 133]. В Китае знак продолжает использоваться в ранний период династии Западной Чжоу IX-X веков до н. э. [68, с. 243, №693] и на бронзовой фигурке оленя в V-III веках до н. э. [76, Fig. 232].
Три круга из трех концентрических колец украшают изделия из Кобанского могильника Х-VII веков до н. э. (экспонируется в Эрмитаже). Широко распространяется знак Знамени Мира в скифо-сарматское время среди памятников Трансильванской [6, с. 334, табл. 29, №23; 24] и Потисской [6, с. 335, табл. 30, №32; 75] групп. Изображен он и на изящной золотой серьге из раскопок В. Кубарева [75, рис. 98]. Мотив из трех полусфер используется на памятнике из Пантикапея 400 года (экспонируется в Эрмитаже), на бронзовом кельтском браслете [66, табл. 30] и как декоративный элемент латенского стиля [66, с. 54, рис. 13]. В эпоху Средневековья знак Знамени Мира можно обнаружить на предметах Лядинского могильника (древняя Мордва IX-XI веков) [70, вып. 10, табл. V, №1], на украшениях вымской культуры Прикамья [8, с. 305, табл. 57], а также на предметах инвентаря памятников Молчановского типа финно-угров [8, с. 316, табл. 68, №5; 16]. В керамике знак продолжает наблюдаться в начале II тысячелетия в Армении [26, с. 167, рис. 164] и Грузии [26, с. 252, рис. 248].
В XVIII веке трехточечным узором расписана датская прялка [73, №78], а еще позднее разноцветные сферы украшают декоративное панно из Монголии [22, с. 313]. Н. Рерих в статье "Везде" упоминает о черкесских боевых клинках со знаком Знамени Мира, но этот знак существовал еще в эпоху бронзы в триалетской культуре Дагестана [9, с. 265, табл. 100], в фибуле из Мингечаура [5, с. 171, табл. 57], в украшениях скифо-сарматского времени из Северной Осетии [7, табл. 107], в амулете из Мокрой Балки VII-VIII веков [6, с. 181, рис. 64, №33]. Что касается тамги Тамерлана, то у нее на территории Средней Азии были свои предшественники среди изделий из Маргианы IV-I веков до н. э. [5, с. 388, табл. 100] и Мархаматского комплекса из Ферганы I - IV веков н. э. [5, с. 439, табл. 151].
Говоря о старинных английских монетах, Н. Рерих, надо полагать, имел в виду гроут короля Эдуарда I, выпущенный в 1279 году, с эффектным повтором трех кругов в четырех секторах круга [43, вып. XLVR, c. 77-79]. Еще более древним денежным знаком в Европе была кельтская золотая монета II века, так называемая радужная чашечка с тремя кругами и окаймляющим полукольцом [66, с. 134, рис. 31]. Вспоминая кельтские древности, Рерих создает эскиз костюма Изольды к опере Р. Вагнера "Тристан и Изольда" (1912). В верхнем правом углу листа художник дает крупным планом деталь декоративного убранства костюма с характерным для кельтского искусства строгим контуром и тремя кругами.
На денге Б. Тверского (1460), схематически изображающей поединок Геракла с Немейским львом, такие же три круга [62, с. 79-82]. Вообще, в древнерусском искусстве немало примеров использования знака Знамени Мира. Действительно, как упоминает Рерих, мы находим его на иконах Чудотворца Николая [45, с. 53, №20] и преподобного Сергия [64, с. 167]. Дионисий рисует знак на образе Григория Богослова [33, рис. 74] и Кирилла Белозерского [33, рис. 79]. Поэтому не случайно и у самого Рериха на двух картинах, изображающих святого Сергия (1932, ГТГ, МЦР), также присутствует знак Знамени Мира.
На иконах XIV века тремя кругами помечены шапки святых Бориса и Глеба [34, рис. 21; 19, рис. 31]. Более ранняя традиция нанесения знака на одежду восходит, по-видимому, к античному времени, например, к боспорской пелике IV века до н. э. из Пантикапея [3, с. 302, кат. №4]. Знаком из трех точек отмечены одежды Девы Марии на новгородских царских вратах XIII века [60, с. 273, кат. №4]. Затем такой же узор обнаруживается на древне-болгарской иконе XIV века [74, р. 1]. В картине Н. Рериха "Труды Мадонны" (1931) плащ святой Заступницы также декорирован орнаментом из трех элементов в треугольной композиции. В раннем византийском блюде-дискосе - три круга обрели смысловую наполненность и временную соподчиненность [11, рис. 122]. Идея воскресения через страдание и смерть выражена с помощью трех евангельских сюжетов. Прочтение композиции начинается с нижнего правого круга со сценой Распятия, затем идет к левому кругу с Гробом Господним и заканчивается верхним кругом с Вознесением.
В гениальной "Троице" Андрея Рублева как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство Божества. Рерих в своей картине "Знак Троицы" (1932), выявляя этот круг и сближая нимбы ангелов, получает ясную композиционную формулу. Знак Знамени Мира раскрывается здесь через знак Троицы. Согласно мифологическим представлениям, на вершине мировой горы, куда Рерих помещает Троицу, находится Дом Божий. Сияя на фоне небесного Иерусалима, знак Троицы - знак Знамени Мира с чашей Христа - славит гармонию высших сил и высшую любовь в ее жертвенном подвиге.
Высшая мудрость в древнерусском искусстве также отмечена знаком Знамени Мира. Он находится на книге, которую держит Христос в новгородском "Деисусе" XV века из национального музея Стокгольма [59, с. 169].
Узором из трех точек и пересекающихся синусоид расписан свод в церкви Архангела Михаила "на Сковородке" [39, с. 219].
Знак Знамени Мира присутствует на омофорах русских святых: например, в иконе XVI века московских святителей митрополитов Петра, Алексия, Ионы [2, рис. 121] или на деревянном барельефе XVII века с изображением соловецких старцев Зосимы и Савватия [50, рис. 43].
Однако чаще всего в такой омофор облачен Никола Можайский или Никола Зарайский. Художник итальянского Возрождения Я. Тинторетто также изображает святого Николая с тремя золотыми шарами - символом благодеяния [42, рис. 122].
Два мастера XV века - русский Амвросий и Ян ван Эйк из Нидерландов - помещают Богоматерь на постамент с тремя кругами [64, №186; 69, с. 69, №5].
Вообще, все раннее Северное Возрождение и наследие интернациональной готики насыщено знаком Знамени Мира. Так называемый готический трилистник из трех кругов присутствует почти во всех готических соборах как основной декоративный элемент стен и витражей. Он украшает западный фасад собора Парижской Богоматери [37, №128] и западный фасад церкви Сен-Никез в Реймсе [37, №124]. Стрельчатые окна готических соборов обычно завершаются трилистником!. Такое же маленькое оконце изобразил Ян ван Эйк в своем знаменитом Гентском алтаре [56, №5]. Художники иллюминированных готических рукописей выводили золотом три слившихся круга. Шестилучевая звезда на груди у Уты из Наумбургского собора имеет на своих окончаниях три полусферы [14, №271]. Однако в западном искусстве встречается и неслитное изображение трех кругов. В таком варианте они присутствуют на брюссельских шпалерах начала XVI века "История рыцаря Лебедя" [20, №80] и "Легенда о Саблонской Мадонне" [20, №120].
Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником [49, №3в]. В том же году Н. Рерих создал серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины-плакаты "Зарево" и "Знамя Мира. Pax cultura". В триптихе "Fiat Rex!" знак нарисован дважды: на рукоятке меча и на щите воина. По-видимому, это крестоносец. (Вспомним рериховское замечание о знаках на щитах крестоносцев). Это явно не античный воин, хотя в то время на щитах также бывал знак Знамени Мира. Его мы видим на чернофигурном аттическом кувшине из Ольвии VI века до н. э. [3, с. ЗЗЗ, табл. 142].
"Знамя Мира" (1931) на вершине горы среди панорамы снежных пиков выражает свою причастность к белому небесному высокогорью, увенчанному "подвигами лучших искателей истины" [52, с. 372]. Это произведение напоминает мне реальное событие, бывшее на Алтае в 1974 году, когда Знамя Мира, занесенное нами в 100-летний юбилей Н. Рериха на пик его имени, было вот так же развернуто на фоне священной горы Белухи.
Отблеск искусства Леонардо да Винчи несет на себе "Мадонна Орифламма" (1932). Здесь все, как в лучших ренессансных образах, наполнено любованием человеческим обликом Богини и открывающимися космическими далями. Орифламма (алая боевая хоругвь французских королей) призывает здесь не к сраженью, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники XV века, в частности, Жан Фуке [49, №238].
"Мадонна Защитница" (1932) раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Рерих трансформирует здесь популярный в эпоху Возрождения образ Богоматери Милосердие, изображенный, например, в произведении французского художника XV века А. Картона [49, №23, 26]. На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира, как и у Архангела Михаила в "Страшном суде" Рогиро ван дер Вейдена [49, №58]. Интересно отметить, что там в каждом круге еще три малых круга.
"София - Премудрость" (1932) ведет свои истоки уже не от католических образов, а от православных, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила - воеводы, предводителя Светлых сил. Вместо нимба у Софии - диск солнца. Согласно традиции, София держит закрытый свиток и "в нем неведомыя и сокровенныя тайны Божии" [67, с. 386]. Рерих раскрывает свиток. На нем - Знамя Мира и трижды повторенное на древнерусском языке слово "свято".
В книге художника "Держава Света" в 1931 году было написано: "Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: "Да будет Свет!" Каков же будет Свет? и в чем будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано: Любовь, Знание и Красота" [51, с. 37]. Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток следующим образом: "Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота". Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придет новый мир. В охваченном пожаром небе София реет над символическим мировым городом, окруженным общей кремлевской стеной. Вход к нему идет от узнаваемой всеми китайской башни.
На темы Востока Рерих написал несколько произведений со знаком Знамени Мира. Своеобразным эпиграфом к ним можно считать картину "Тибет" (1933). Расходящиеся из небесного фокуса линии гор как бы осеняют высшим светом монастырь - символ земной мудрости. На смысловой центр полотна указывает тибетская хоругвь, на которой изображен конь с тремя горящими кругами - сокровищем мира Чинтамани. Легенду о Чинтамани, запечатленную кем-то на каменной глыбе, Рерих перенес к себе на холст в картине "Белый камень" (1933). Художник оживляет этот сюжет в своих полотнах "Знаки Чинтамани" (1937) и в раннем варианте "Сокровище Мира. Чинтамани" (1924). Изображение коня с сокровищем мира присутствует также в раскрытом свитке в картине Рериха "Приказ Ригдена" (1933). Могучий и пламенеющий, с золотой короной из трех сфер, он посылает в мир своих огненных вестников. Подобными же коронами увенчаны на византийском моливдовуле VII века Констант II с сыном [11, №120]. Узор из трех жемчужин украшает корону и плащ императора франков в картине французского художника Мейссонье "Карл Великий" (1840) [16, с. 338, №307]. Круг стремя разноцветными кругами, желтым, синим и красным, держит герой Рериха в картине "Бхагаван" (1931, Рига, Художественный музей).
Картина "Оттуда" (1936) изображает "тибетскую женщину, сидящую на каменистом берегу реки, одетую в халат, орнаментированный тремя кругами знака Знамени Мира" [72, р. 194]. В картине "Мысли огненные" (1934) на груди у героини - фибула с тремя кругами, какие носят тибетки. Высокий женский образ с пламенной чашей на фоне священной Канченджанги как бы отодвигает своей духовной энергией наползающие на мир темные тучи.
Следует отметить поразительный факт, что еще задолго до того, как Рерих предложил охранное знамя, такой же знак присутствовал в произведениях художника. Помимо "Заклятия земного", в том же 1907 году Н. Рерих рисует знак Знамени Мира на плаще Архангела Михаила на иконе из иконостаса для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми. По-видимому, Н. Рерих продолжает здесь некую негласную художественную традицию. Среди западной иконографии она, просматривается в упомянутых выше образах святого Доминго из "Силоса", святого Михаила Бартоломео Вермехо и Рогира ван дер Вейдена, а также святого Маврикия -мастера из Мулена [49, №251]. Среди старо болгарских памятников три белые точки на красных плащах Архангелов можно обнаружить на иконе XVI века "Спас Эммануил с Архангелами" [74, Plate VII, X], а также на иконе XVII века "Архангел Михаил" [74].
В эскизе "Царица Небесная" (1910) для росписи Талашкинской церкви Рерих украшает трон каймой из трех кругов в полуокружье. В 1912 году Н. Рерих пишет эскизы декораций и костюмов к пьесе А. Островского "Снегурочка", поставленной на сцене Петербургского драматического театра Рейнеке. Костюм Снегурочки весь украшен большими и маленькими кругами, объединенными по три и оканчивающимися завитком. Кстати, такой же декоративный мотив обрамляет герб Сибири на Жалованной грамоте 1690 года [27, с. 23].
Знак Знамени Мира в своем полном завершении, уже с внешним кругом, оказался на скоморошьем костюме, написанном Н. Рерихом в 1914 году к опере А. Бородина "Князь Игорь" - лист "Скоморохи Скула и Брошка". Костюм жреца из балета И. Стравинского "Весна священная" (1912) также декорирован орнаментом из трех красных колец.
Все эти круги в ранних работах Рериха на русскую тематику появились, конечно, не случайно. Ведь еще в эпоху неолита на русской равнине от Камы до Прибалтики процветала волосовская культура (название от поселка Волосово в бассейне Волги), в которой был широко распространен кружковый орнамент, в том числе и из трех кругов [10, с. 158, рис. 2]. Такой же орнамент из трех кругов прослеживается и на глиняной посуде в андроновскую эпоху в Сибири [10, с. 389, рис. 110]. Сам Рерих, исследуя истоки русского костюма, писал, что равнина России и Сибири несет в своих недрах "наслоения самые неожиданные" [54, с. 73].
Подчас для своих образов Рерих привлекает известные шедевры мирового искусства. В триптихе "Жанна д''Арк" (1931) за основу центральной композиции "Вечная Матерь" он берет знаменитый витраж Шартрского собора (14, с. 280-281). Здесь те же густые синие и красные тона. Художник позволил себе изменить лишь рисунок короны Богоматери, добавив к ней три красных круга, образующих знак Знамени Мира.
В картине "Меч Мира" (1933) герой Рериха напоминает статую воина из Аллеи Духов - погребального сооружения минских императоров Шисаньлин близ Пекина XV-XVII веков [22, №139]. Художник рисует на шлеме воина знак Знамени Мира, меч в горизонтальном положении, а руки в жесте моления. Рерих создал здесь образ, исполненный огромной внутренней силы и духовной мощи, направленной на благо мира.
Характерно, что в древнерусском искусстве три круга часто объединяются в трилистник. Наиболее четко в окаймляющем круге он выведен у А. Рублева в Евангелии Андронникова монастыря [12, рис. 8]. Этот очень древний символ фигурирует на изображении древнеегипетской богини неба Хатор XIV века [41, т. 2, с. 585], на фаюмском портрете П-Ill века н. э. [24, рис. 383], на одеянии святого Дмитрия в византийской мозаике VII века [32, рис. 43]. Уместно вспомнить здесь и одно из ранних на Востоке изображений трилистника на скульптуре жреца из Мохенджо-Даро III тысячелетия до н. э. [65, №32-33] и его повторение на мужском одеянии из Безе-клика средневекового времени (экспонируется в Эрмитаже). На плече у рериховского "Ярослава Мудрого" (1941) красуется слитый из трех кругов знак трилистника. Также и на костюмах японских актеров начала XVIII века в качестве отличительного знака использовались моны в виде кольца с тремя кругами внутри [57, с. 49].
Идеи Пакта Рериха и Знамени Мира вдохновляют и других мастеров кисти и резца. Прежде всего, значительны портреты самого Н. Рериха, написанные его сыном Святославом в тридцатые-сороковые годы. Среди них есть такие, где автор пакта изображен со Знаменем Мира.
На одном из портретов Н. Рерих предстает на фоне Гималаев рядом с камнем, где нарисован конь с Сокровищем Мира. В стилистическом отношении этот народный примитив близок кельтскому образцу I тысячелетия до н. э. [15, рис. 299-2], а тот в свою очередь - еще более древнему памятнику II тысячелетия до н. э. с территории Франции [15, рис. 298-3]. На территории России подобный сюжет - конь с тремя кругами на спине - известен среди шаманских изображений XI-XII веков н. э., среди шаманских изображений пермского звериного стиля [63, с. 131, рис. 386].
Среди памятников этого круга есть поразительная серебряная пластина - как бы Знамя Мира, покоящееся на квадратном пьедестале [71, р. 162, Fig. 755]. Квадрат обрамляют тридцать и семь маленьких кружков. Знаменитая триада окружена кружками, дающими в сумме также число тридцать. Все это указывает, надо полагать, на календарный смысл изделия.
В 1937 году ваятель из Литвы Д. Тарабильдене создал интересную скульптуру "Мадонна Знамени Мира", которая воспроизводилась на фотооткрытках.
Из произведений последних лет со Знаменем Мира следует отметить картину тувинского художника Саая Сарыг-Оола "Экспедиция Н. К. Рериха в Центральной Азии" (1978) [58, рис. 26], а также монументальное мозаичное панно новосибирского художника В. Сокола "Советская Сибирь" (1979) [30].
Итак, даже из тех примеров, которые удалось рассмотреть, проистекает вывод, что знак Знамени Мира был чрезвычайно широко распространен с ранней истории человечества. В нем сознание народов объединялось в "устремлении к Высшему" [53, т. 1, с. 202]. Знаковая, числовая информация запечатлела долгий опыт астрономических наблюдений, когда пытливая мысль познавала космические закономерности.
Не случайно Н. Рерих начинает свою статью "Знаки" с Ориона [53, т. 1, с. 202]. Вознося взгляд к небу, человек видел там и духовную высоту. Самые дорогие и священные изображения несли на себе знак Знамени Мира. Разные религии, разные народы отмечали знаком триады своих воителей за правду, великих святых и великих учителей. Более всего отмечены им Богоматерь и Николай Чудотворец, а также образы Архангела Михаила, Сергия Радонежского и Благословенного. С их делами, с их приходом люди связывают надежду на будущее. Знак Знамени Мира - это, несомненно, знак новой эры. Следуя совету Николая Константиновича Рериха, постараемся запомнить это на путях к Свету.
Литература
1. Альбедиль М. Ф. Протоиндийское "колесо времени" // Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993.
2. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.. Искусство, 1966.
3. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М.: Наука, 1984.
4. Археология СССР. Восточные славяне в VI-XIII вв. М.; Наука, 1982.
5. Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1985.
6. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981.
7. Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Наука, 1989.
8. Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука, 1987.
9. Археология СССР. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1994.
10. Археология СССР. Эпоха бронзы лесостепной полосы СССР. М.: Наука, 1987.
11. Банк А. В. Византийское искусство. Л.; М.: Сов. художник, 1966.
12. Брюсова В. Т. Андрей Рублев, М.: Изобр. искусство, 1995.
13. Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. Б., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980.
14. Всеобщая история искусств. Т. 2: Искусство средних веков. - Кн. 1. М.: Искусство, 1960, №271.
15. Голан А. Миф и символ. М., 1993.
16. Государственный Эрмитаж. Каталог Французская живопись. Начало и середина XIX века. Л.: Искусство, 1983.
17. Дроздов Н.И. Наскальные рисунки и каменное изваяние Северного Приангарья // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР: Сборник научных трудов АН СССР: Сборник научных трудов АН СССР, институт археологии / Отв. Ред. М. А. Дэвлет, М., 1990.
18. Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.:Наука, 1980.
19. Живопись древнего Пскова. М.: Гознак, 1971.
20. Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. Л.Сов. художник, 1965, №80.
21. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в. // Труды института этнографии. М.; Л., 1954, т.22.
22. Искусство Китая М.: Изобр. искусство, 1988. Искусство стран Востока. М.: Просвещение, 1986.
23. История искусства зарубежных стран. М.: Изобр. искусство, 1979.
24. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток. Античность. М.: Изобр. искусство, 1979.
25. История искусства народов СССР. Т. 2: Искусство IV-XIII веков. М.: Изобр. искусство, 1973.
26. История Сибири. Т. 2: Сибирь в составе феодальной России. П.: Наука, 1968.
27. Кальжанова Г. И. Символизм в творчестве Николая Рериха // Пути восхождения. М.: МЦР, 1995.
28. Кашина Т. Н. Керамика культуры Яншао. Новосибирск: Наука, 1977.
29. Клименко М. Слава труду созидающему! // Советская Сибирь, 1979, 3 ноября.
30. Кызласов Л. Р., Король Г. Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.: Наука, 1990.
31. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986, т. 2.
32. Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1971.
33. Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1969.
34. Лазарев Е. Знамя Грааля // Наука и религия, 1987, №12.
35. Ларичев В. Е. "Белая лошадь" - святилище древнекаменного века Хакасии. Новосибирск, 1992.
36. Лясковская О. А. Французская готика XII-XIV веков. М.: Искусство, 1973, №128.
37. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство, 1976.
38. Малков Ю. Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила "на Сковородке" в Новгороде // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
39. Маточкин Е. Л. К расшифровке петроглифов грота Куйлю // Семантика древних образов. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1990.
40. Мифы народов мира. В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
41. Музеи мира. Музей истории искусства. Вена. М.: Изобр. искусство, 1986.
42. Муха М. Редкая английская монета Эдуарда I // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.. Искусство, 1982, вып.XLVR.
43. Новгородова Э. А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.
44. Одна из ранних икон со знаком Знамени Мира: Ростово-Суздальская школа живописи. М.: Советский художник, 1967.
45. Окладников А П. Лики древнего Амура. Новосибирск, 1968.
46. Окладников АЛ. Петроглифы Центральной Азии. Л.: Наука, 1980.
47. Окладникова Е. А. Загадочные личины Азии и Америки. Новосибирск, 1979.
48. Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М.: Искусство, 1994, №238.
49. Померанцев И. Русская древняя скульптура. М.: Сов. художник, 1967.
50. Рерих Н. К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
51. Рерих Н. К. Из литературного наследия. М.: Изобр. искусство, 1974.
52. Рерих Н. К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР 1995.
53. Рерих Н. К. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.
54. Рыбаков Б. А. Язычество Древних славян. М.: Наука, 1981.
55. Сарабьянов А. Д. Ян ван Эйк // Изобразительное искусство, 1990, №5.
56. Сердюк Е. А. Японская театральная гравюра 17-19 веков. М.: Искусство, 1990.
57. Сибирь социалистическая. V зональная художественная выставка. Л., 1983.
58. Смирнова Э. С. "Деисус" с Николой и неизвестным святым в национальном музее Стокгольма // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
59. Смирнова Э. С. Живопись великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М.: Наука, 1976.
60. Сокровища анапской земли // Наука и жизнь, 1977, №1.
61. Сотникова М. О некоторых древнегреческих сюжетах на русских монетах XV века // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1982, вып. XLVR.
62. Спицын А. А. Шаманские изображения. Западные отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. СПб., 1906, вып. I, т. 8.
64. Троице-Сергиева Лавра. М.: Искусство, 1968.
65. Тюляев С. И. Искусство Индии. М.: Искусство, 1988.
66. Филип Ян. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага: Артия.
67. Флоренский ПА. Столп и утверждение истины. В 2 т. М.: Правда, 1990, т. 1.
68. Шан чжоу цинтунци вэньши (Узоры на бронзовых изделиях эпохи Шан и Чжоу). Пекин: Веньу, 1984.
69. Шедевры западноевропейской живописи XIV-XVIII вв. из собрания Тиссен-Борнемиса. Милан: Электа, 1987.
70. Ястребов В. Н. Лядинский и Томниковский могильники // Материалы по археологии России. СПб., 1893.
71. Antiquites du Nord Finno - Ougrien, publiees a laide dune subvention de I Etat par J. R. Aspelin. Vol. ll. 1 age Per. Antiguites Permiennes. Helsingfors, 1877.
72. Jacgueline Decker. Nicholas Roerich. The life and art of a russian master. London: Thames and Hudson Ltd, 1989.
73. Ornamentik der Volkskunst in Europa Leipzig: Ed "Leipzig", 1981.
74. Svetlin Bossikov. 12 ikon from Bulgaria. Sofia: The Bulgarski Houdozhnik Publishing House, 1979.
75. The Altai culture. Catalogue. Seoul, 1995.
76. Zubor Hajek. Chinesische Kunst. Prag: Artia, 1995.